Радиальный подшипник представляет собой деталь, которая устанавливается в узел опоры диска и предназначенна для работы в условиях восприятия перпендикулярных осевых мощностей. Такие устройства имеют широкую область применения за счет надежности, прочности и простоты технического обслуживания. Все радиальные шариковые подшипники условно делятся на два класса – элементы качения и скольжения.
Основные компоненты устройства радиального подшипника:
Для обеспечения качественного трения скольжения люфт между осью и валом запчасти заполняется смазкой. С учетом типа и производителя, наружное кольцо может быть неподвижным. Крепление этого элемента осуществляется на опоре либо корпусе агрегата. Отдельные бренды могут выпускать подшипники без внешних колец, однако на корпусе устройства в таком случае должны быть выточки для фиксации.
При функционировании на все типы радиальных моделей возлагается частичная осевая нагрузка. Реже встречаются устройства, которые могут работать в условиях аксиальных и радиальных мощностей (такие детали являются радиально-аксиальными). Конструкция детали дополняется вкладышем либо втулкой, выполненной из антифрикционного материала.
Конструктивно такой тип считается наиболее простым, благодаря чему стал одним из наиболее распространенных и востребованных. Устройство может работать в условиях восприятия аксиальных мощностей (до 50% от параметра общей нагрузки, которая отмечается в техпаспорте). В зависимости от назначения, подшипники могут быть открытыми либо закрытыми. Наружное кольцо обычно оснащается проточкой для стопора.
В однорядных моделях используются штампованные металлические сепараторы, центрованные по телу качения. В продаже можно найти изделия с более крупными сепараторными элементами, выполненными из полиамида или латуни. В этом случае центрирование производится по бортам внешних колец. В зависимости от изготовителя и назначения, устройство может иметь обычный внутренний люфт, увеличенный либо уменьшенный. Такие устройства не подлежат разбору, соответственно, они неремонтопригодны.
Обычно данный тип деталей используется в узлах, в которых нагрузка идет перпендикулярно валу. Это обеспечивается за счет наличия двух рядов сферических тел качения. Двухрядные модели характеризуются более высоким весом и размерами, при этом обладая нулевым классом точности. При покупке необходимо учитывать, что такие устройства могут работать только в условиях незначительных аксиальных нагрузок.
Достоинства, характерные для двухрядных моделей:
Двухрядный тип запчастей широко применяется в механизмах и узлах, подвергающихся высоким нагрузкам. Их монтаж допускается в системах с повышенной частотой вращения валов. Для производства сепараторных элементов применяется полиамид, латунь либо штампованная сталь. В зависимости от модели и назначения, тип уплотнителя может быть закрытым или открытым.
Деформирование устройства происходит по следующим причинам:
Если радиальный шарикоподшипник стал работать более шумно, это может быть связано с воздействием сильных вибраций на невращающуюся деталь. Проблема может заключаться в появлении дефектов и вмятин на дорожках качения. В некоторых случаях причина связана с применением роликовых подшипников, тогда запчасть нужно заменить на шариковую.