Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

По маленькой. Водка как предмет национального шантажа

<!-- [if gte mso 9]>

Искусством этим прекрасно владели идеологи советской власти. Вспомните, когда в народе пошли разговоры о том, что та страна по уши влезла в афганский конфликт и на родину бесконечным потоком пошли солдатские цинковые гробы? С начала 1981-го, когда схлынул ажиотаж, связанный с московской Олимпиадой. Плюс ресурсы закончились, прилавки в магазинах фатально опустели по сравнению с богатым летом-80, и прочая, и прочая. Тут-то и поднялись цены на водку, скакнув с 4.12 и 4.42 сразу на 5.30 и 6.20. Это сейчас, когда самая захудалая комната в деревянном бараке стоит за миллион, такие суммы кажутся копеечными. А тогда, при средних зарплатах по стране в 140-160 рублей в месяц и мужчинах, годами не выходивших из образа «рыцарей с рваным рублём в кармане», подобное повышение было равносильно подлому удару «под ложечку».

И всё. После можно было безбоязненно поднимать цены на всё, что угодно - от икры до югославской мебели - народ это уже не волновало. Как и Афган, и ситуация в Польше, и стагнация в строительстве БАМа. Чем и воспользовался пришедший за Брежневым стратег Андропов, при котором водка сразу подешевела на 60 копеек. Не вся - только выпущенный под это дело специальный сорт с низкой очисткой, которым периодически травилось население. Однако такой популистский, говоря современным языком, ход вознёс рейтинг бывшего главного чекиста на недосягаемую высоту, почище любой борьбы с злоупотреблениями в торговле. Недаром до сих пор ходит мнение, что именно Андропов начал в СССР перестройку, но по китайскому образцу.

И что? Тогда кто-то стал меньше пить? Ни в коем разе. Только в сильно пьющих семьях дети стали ещё меньше есть. И это при государственном ценообразовании. В нынешней системе любое увеличение акцизов приведёт лишь к очередному витку развития чёрного рынка алкогольной продукции. Как же теперь переключать внимание населения, отвлекать от греховных мыслей на политические темы? В российском парламенте кое-что придумали на этот счёт...

По появившейся на минувшей неделе в СМИ информации, депутаты Госдумы от ЛДПР готовят законопроект, согласно которому вся алкогольная продукция в магазинах будет убрана из зоны видимости, как это недавно произошло с табачными изделиями. Грамотно это будет звучать так: «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Примечательно, что одним из авторов готовящегося закона является сын Жириновского Игорь Лебедев. Если судить по видеороликам, гуляющим в интернете, папа его ещё тот любитель горячительного.

Интересно, что в Минздраве, главном борце с вредными здоровью излишествами, скептически отнеслись к инициативе, полагая, что она не решит проблему с алкоголизмом в РФ - напротив, может увеличить выбор в пользу водки. Логика тут проста - водочных гурманов в принципе не так много. Потребляя её народ больше стремится к достигаемому эффекту, а не к палитре вкусовых ощущений. Именно вино нуждается в детальном изучении и рекламе. Без этого действительно проще (да и безопаснее) остановить свой выбор на водке. Эксперты алкогольного рынка заранее предупреждают, что решение, если оно будет принято, ударит и по бизнесу.

Напомню, что с 1 июня с.г. вступил в силу новый антитабачный закон, запрещающий курить в заведениях общепита, торговать сигаретами в киосках и выкладывать их на витринах. В отношении алкоголя закон пока не так суров, но с 1 января 2013 года была запрещена его продажа в киосках и реклама в прессе. Однако вряд ли стоит ставить знаки равенства между двумя этими не очень полезными для здоровья привычками. Много ли вы знаете людей, что курят от случая к случаю, как говорится, «по праздникам»? А по отношению к алкоголю такие сплошь и рядом.

Один из авторов законопроекта, депутат Ярослав Нилов, не оставляющий своим вниманием и Архангельск, пояснил журналистам, что готовящийся к рассмотрению законопроект представляет собой «немаловажный вопрос, поскольку алкоголь является раздражителем головного мозга». И привёл жизненный пример - покупатель приходит за хлебом, видит водку и покупает её. Также в магазинах бывают дети. Они привыкают видеть алкоголь среди продуктов питания и вырабатывают определенное лояльное отношение к этой продукции. Всё это депутат считает «механизмом пролонгированного воздействия на подсознание будущего потребителя».

Уже упомянутый Лебедев сделал акцент на заботе о гражданах: «Это не затрудняет для граждан покупку алкоголя для различных мероприятий, но и не наводит прогуливающуюся вечером молодежь, студентов, школьников на мысли о сопровождении своего вечера алкогольной продукцией, избавит их от нездоровой национальной привычки любое веселие сопровождать питием», - уверен депутат. Лично меня всегда смущала эта повышенная забота о гражданах, по чьим настойчивым и многочисленным просьбам когда-то поднимали цены буквально на всё. Именно с тех времён и сложился стереотип - раз заботятся о нашем здоровье и благополучии, значит, точно собрались воровать!

Впрочем, на руках у депутатов есть такой козырь, как исследования в области ситуации с алкоголизмом. О плачевной ситуации с алкоголизмом в стране официальные органы РФ заявляли неоднократно. По данным Роспотребнадзора ещё двухлетней давности, около 5 млн. подростков в стране в возрасте от 11 до 18 лет регулярно употребляют спиртное. В октябре уже этого года глава Миндзрава Вероника Скворцова, выступая в Общественной палате на круглом столе, посвященном демографическим проблемам, сообщила, что в России выросла смертность от болезней органов пищеварения и дыхания, а причиной является алкоголизм.

Ещё семь лет назад эксперты ООН прогнозировали снижение численности населения России к 2020 году на 20%, указывая на алкоголизм как основную причину повышенной смертности мужского населения в стране. Как отмечалось в докладе, нигде в мире нет такого значительного разрыва между уровнем смертности среди мужчин и женщин, и связано это с тем, что представители мужского пола в России по большей части умирают от курения и пьянства. Правда, в том докладе совсем не рассматривались причины застарелой привычки российского населения к постоянному застолью с обильными возлияниями как к одному из немногочисленных финансово доступных вариантов релаксации, традиции которого передаются из поколения в поколение.

Хотя с 2010 года потребление алкоголя на душу населения в РФ снизилось на 25% - с 18 до 13,5 литров в год, кардинальных изменений в этой сфере всё же не произошло. В настоящее время из 145 млн. россиян алкоголики составляют 30 миллионов. Ещё 70 млн. человек употребляют спиртное умеренно. По данным специалистов в области наркологии, Россия только сейчас вступает «в алкогольную яму». В начале 1990-х годов, когда рождаемость снизилась, тогдашнее поколение молодых перешло на пиво. В 2012-2013 годах произошло сокращение потребления вина. По прогнозам, с 2017-2018 годов в Российской Федерации значительно снизится употребление крепкого алкоголя, на смену придёт «пивное поколение». И что хуже для здоровья нации, лично я не берусь судить...

Что, страшно? Мне, как отцу, очень. Однако идиотизма тоже не приветствую. Потому что, если никакой товар не выставлен для демонстрации, проще бросить продавцу абстрактное «водки мне!», чем долго объяснять, какого вина тебе хочется отведать в это время суток. Не логичнее ли сделать для продажи алкоголя специализированные магазины и ввести возрастной ценз на их посещение? Только открывать их нужно в достаточных количествах, чтобы не толкать народ очередями к самогоноварильщикам и в парфюмерные отделы.

А ещё вопрос этики. Вспомните, с каким позитивом народ воспринял конец «минеральной эпохи» Горбачёва, когда водкой стали торговать везде, вплоть до киосков с мороженым. Тоже, конечно, перебор. Только народ тогда почувствовал, что новая власть перестала относится к нему, как к неразумному сопляку, от которого всё вкусное нужно убрать куда-нибудь подальше.

Ну, и что нынешняя власть пытается закамуфлировать раздутыми страстями по алкоголю? По-моему, так яснее ясного - проблемы с продовольственной безопасностью, где дыра на дыре. Читал в интернете, что у нас на подходе проблемы с курятиной, которую втихаря стали подмешивать в пельменный фарш из-за нехватки свинины. А дальше следует всё усиливающийся отток капитала из страны и прочие неприятности, связанные с западными санкциями и общей внешнеполитической нестабильностью.

Так, значит, депутаты держат нас за детей неразумных? А они в курсе, кем мы их считаем?..

 

Леонид Черток


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Ноябрь 2024 (191)
Октябрь 2024 (409)
Сентябрь 2024 (343)
Август 2024 (343)
Июль 2024 (331)
Июнь 2024 (354)







Деньги


все материалы
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20