На минувшей неделе и без того неспокойное информационное поле взорвала новость - российским гражданам при наличии лицензии разрешено приобретать и хранить огнестрельное оружие, а в случае угрозы собственной безопасности использовать его по прямому назначению. Не прикладом по кумполу, а прицельно по конечностям, куда попадёшь. По оценкам экспертов, вооружиться смогут примерно 10,7 миллиона человек. Таков потенциальный рынок огнестрельного оружия в России. Это притом, что МВД выступает против свободной продажи оружия, опасаясь резкого ухудшения криминогенной ситуации. И не без основания, о чём будет сказано ниже.
Постановление, которое позволяет носить оружие в целях самообороны при наличии лицензии на него, подписал премьер-министр Дмитрий Медведев. При этом он же ранее говорил, что в России нельзя продавать оружие в силу разных причин, включая культурные традиции. Даже больше - в пору своего президентства Медведев грозился запретить травматику и пневматику.
Напомним, что на рубеже первого десятилетия XXI века в России увеличились случаи грабежей именно при помощи пневматического и травматического оружия. Расчёт преступники делали на модели, внешне схожие с табельным огнестрелом. В этом был свой резон - испуг налицо; если же взяли с поличным, был шанс всё перевести в неудачную шутку.
От себя же добавлю - в самый разгар лихих 90-х приобрёл себе пневматику. Чисто ради понтов и ложного самоуспокоения, когда в ночи возвращался с дорогой камерой со съёмки домой в район, контролируемый прославленной преступной группировкой. По опыту скажу - при серьёзной опасности намного эффективнее вела себя каучуковая дубинка с «начинкой» из стальных шариков. Когда же возникли реальные проблемы, пришлось арендовать у знакомых серьёзный ствол...но это уже совсем другая история.
Впрочем, так и осталось невыясненным, насколько подобный запрет мог поспособствовать уменьшению числа правонарушений. Защитники этих игрушек приводили такой аргумент в их защиту - преступник никогда не идёт на дело с зарегистрированным оружием, а газовый пистолет просто малоэффективен, и в большинстве стран на него вообще не требуется разрешения.
Получается, что вы, как и раньше, не сможете свободно и без проблем прикупить себе «аргумент» в производственном конфликте или споре за место на парковке. Разве не об этом мечталось? Разве не завидовали вы в свою совковую юность кавказским мужчинам, для которых кинжал за поясом считался таким же признаком национальной гордости, как и усы под носом? Они так привыкли к этому атрибуту, что в условиях демократии легко перешли с холодного оружия на горячее автоматическое. Причём без всякого на то охотничьего билета - исключительно за деньги. Это я уже перешёл к особенностям менталитетов у разных народов...
Вопрос о легализации оружия в парламенте не раз поднимал первый вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин. Его инициативу в середине 2012 года изучала экспертная группа. И именно тогда аналитики пришли к выводу, что в случае одобрения идеи на территории страны вооружиться смогут примерно 10,7 миллиона человек, а за пять лет за счёт продажи оружия ВВП РФ вырастет на один триллион рублей. При такой настораживающей статистике - 70 % насильственных преступлений в стране совершаются с использованием «огнестрела».
Согласно последним данным социологических исследований, 22% граждан страны выступали за легализацию оружия, а 74% - против. Сторонники легализации, полагают, что это повысит ответственность владельцев оружия и улучшит ситуацию с безопасностью в стране. Противники легализации указывают на печальный опыт США, где постоянно в общественных местах происходят ЧП со стрельбой. Что касается «главного арбитра» России, президента Путина, то он также высказывался против легализации оружия.
Впрочем, в СМИ быстренько появилось уточнение, что речь шла всего лишь об уточнениях в пункте, где разговор идёт о возможности ношения длинноствольного оружия. Иными словами, в жизни владельцев охотничьих гладкоствольных ружей и нарезных карабинов ничего не изменилось. Они, как и прежде, вправе носить и перевозить стволы к местам охоты, для спортивной стрельбы, на перерегистрацию, к новому месту хранения и так далее. В правительственное постановление добавили лишь одну фразу: «а также в целях самообороны». То есть констатировали очевидное: в случае нападения, угрозы жизни и здоровью, человек вправе защищаться всем, что попадётся под руку. В том числе и ружьем, которое везёт, допустим, в машине на дачу. А уж правомерно ты пустил злоумышленнику пулю в живот или превысил допустимые пределы обороны, в этом потом суд разберётся.
Причём полиция от себя уточняет - правила перевозки оружия никто не отменял, а значит, ружья и карабины должны быть официально зарегистрированы, находиться в чехле, разряженными и разобранными. Патроны надо носить отдельно - например, в карманах. Успеет ли в случае нападения владелец ствола собрать его и зарядить - вопрос только в натренированности.
Тут неожиданно в пользу свободного ношения оружия высказался православный священник из Молдавии Виталий Шинкарь, что вызвало живейший интерес и громкий резонанс в блогосфере:
«Я за то, чтобы оружие было у каждого мужчины. На Афоне я не раз слышал от отцов, чтобы мужики обзаводились оружием. В принципе, это понятно - оружие не доверяют рабам. Разумеется, опасения могут быть и должны быть всегда. Опасаться будут понятных вещей: недобросовестных справок на психическую вменяемость, алкоголизм, суровость характера народа и так далее. Невозможно избежать перегибов и недосмотров в любом деле, в том числе и в обороте оружия. Но это не может быть решающим аргументом, потому что абсолютные правила сделают невозможными любые процессы в обществе. Поэтому дорабатывать право на оружие нужно именно здесь. Нужен строгий контроль и удостоверение вменяемости человека, должны быть обеспечены условия хранения и лицензирования. Ведь стреляют, как известно, не пистолеты, а люди. А я знаю много людей в России, владеющих оружием, и не могу сказать, что это плохие парни, которые не могут владеть собой».
Отец Виталий, который служит в Молдавии, где действует одно из самых либеральных среди постсоветских стран оружейных законодательств, говорит, что неоднократно освящал оружие своих прихожан, и настаивает, что это очень хорошие и порядочные люди. «Они все отцы семейств - это, кстати, был один из решающих факторов, который заставил их приобрести оружие».
Сторонники свободной продажи оружия приводят реалии Америки - там все при встрече друг другу улыбаются, хотя, по идее, могут и пристрелить. То есть, по этой логике, ствол в наплечной кобуре добавляет человеку уверенности и делает его добрее к окружающим. Но, справедливости ради, стоит отметить, что Вторая поправка к Конституции США, позволяющая американцам приобретать и носить оружие, время от времени приводит к массовым бойням - весьма показателен недавний инцидент в городе Аврора (штат Колорадо), где 24-летний молодой человек расстрелял 12 человек в кинотеатре. Психопатия такая штука... если нет рецидива, не всегда и распознаешь.
Ещё один аргумент сторонников свободной продажи - если государство доверяет своим гражданам носить оружие, значит, оно им доверяет во всём. Здесь точно не наш случай - нам даже выборы мэров боятся доверить.
Что касается меня, то я люблю оружие. Рассмотреть, потрогать, пострелять, повыпендриваться. Не прочь сходить и на охоту, что делал пару раз в жизни. Но без заморочек, связанных с получением охотничьего билета - типа подкармливания лосей в зимний период, тут я не фанат.
И вообще, в любом конфликте больше рассчитываю на свой прямой правой. Что и вам настоятельно советую...
Леонид Черток