Давно я не писал о Туркмении… повода не было. Уникальная по своей закрытости страна! Мой одноклассник (не привлекался, не состоял, отличный семьянин) три года не мог получить визу, чтобы поехать в Ашхабад. Не просто прошвырнуться, а представителем ГАЗПРОМа. То есть, того, чем Туркмения живёт. Отказывают без объяснения причин – «считаем нецелесообразным». А вот в Болгарию школьного друга пустили запросто. Хотя и ЕС, а он сам в прошлом член КПСС. Ну, не парадокс ли…
Был, правда, недавно фоторепортаж от блогера Варламова. Не что, типичная потёмкинская деревня, как и КНДР. То есть, на фасаде всё круто, а чуть вглубь – развалины социализма. И минимум народа на улицах, что в Ашхабаде, что в Пхеньяне. Удивительно, где жители прячутся, в социалистической Москве, я помню, тоже было не протолкнуться.
Только что в Туркмении прошли президентские выборы. С типично азиатским результатом – действующий глава государства, он же в прошлом личный лекарь Туркменбаши Ниязова, набрал больше 97 % голосов при очередном рекорде явки. В республике менее 5 миллионов населения и четвёртое место в мире по разведанным запасам природного газа. Должны жить не хуже, чем в Бахрейне… да вот фигушки, аккуратно заштопанная беднота. Почему так голосуют? И ведь не в первый раз – уже два раза этого Гурбангулы избирали с теми же процентами при приличном количестве конкурентов. Это Восток, детка…
Впрочем, там всегда так было. Уже в 1984 году Туркмения была непохожа на остальные республики Советского Союза. В тот год мы там снимали сцены из пограничной жизни главных героев фильма «Наследство», стандартной советской агитки с дедом-генералом, зятем-стяжателем и внуком-комсомольцем. Первым ощущением было то, что столица страны Ашхабад засыпана песком пустыни. В принципе, так оно и было, тогдашнее 4-миллионное население республики робко ютилось на зеленой кромке бескрайних Каракум. Номер в центральной гостинице раздражал облезлыми коврами с народным орнаментом и ржавыми трубами санузла, о которые вся группа, не сговариваясь, обожгла себе (пардон) задницы во время принятия душа. Центральный рынок тоже не поражал изобилием, ему было далеко до Алайского базара в Ташкенте, куда мы попали буквально через пару недель. Зато водку продавали даже в галантерейных отделах, и никакого ажиотажа это не вызывало.
- Местные пьют мало, им врожденной дури хватает, - констатировала русская уборщица, с пониманием выносившая из мосфильмовских номеров ящики с пустой стеклотарой.
Впечатление от командировки было таково: бедность на фоне общей апатии. Жизнь в республике как будто замерла на стыке эпох. По улицам заштатных городков носились стайки школьниц в неуставных, цветастых шароварах, в особо отдалённых районах можно было встретить даже паранджу. К нам на съемку пригнал личных верблюдов погонщик, не говорящий ни слова по-русски, и загаром напоминавший жителя африканских саван. К оплате он предъявил абсолютно новый паспорт старого образца, которые обменивали до 1978 года. Правда, за день съемок своих плюющихся «кораблей пустыни» владелец каравана получил мою месячную зарплату. Совершенно не жалко, надо же ему как-то кормить 13(!) детей, вписанных в паспорт. Именно тогда я понял, откуда брались молчаливые и субтильные бойцы грозного стройбата...
Вот такую республику получил в 1985 году новый Генеральный секретарь ЦК Туркменистана 46-летний Сапармурат Ниязов. Кстати, никто не знает, как этот юноша поднялся на высокий пост? Во времена всеобщей геронтократии его возраст был близок эмбриональному. Так или иначе, именно с ним республика дожила да независимости. Дожила без резни и забастовок, апатия народа только усиливалась. Нет, наверное, они там что-то курят или нюхают, иначе трудно объяснить такую покорность.
Туркмения Ниязова по праву гордилась своей социальной политикой. За счёт нефти, газа и хлопка страна может позволить себе низкие налоги и практически бесплатное ЖКХ. Зато средняя зарплата по стране составляла 20-25 долларов в месяц, а в сельской местности и того меньше. Туркменбаши удался уникальный эксперимент, построить капитализм с лицом советского партийного номенклатурщика. И приватизация госпредприятий проходила без изысков – контрольный пакет акций официально передавался директору и членам его семьи. Остальные сотрудники только кланялись… они к другому просто не привыкли.
Вы обратили внимание, что за годы независимости население республики увеличилось почти на миллион с лишним? Это при том, что в течении двадцати с лишним лет из неё уезжали целыми семьями. Прежде всего, те, кого принято называть «инородцами» - русские, евреи, украинцы, немцы, узбеки… сегодняшняя Туркмения фактически мононациональная страна. Зато своё население росло. Придуманы демографические стимулы – чем больше у женщины детей, тем она раньше выходит на пенсию.
И, заметьте, на улицах Москвы, Питера, других российских миллионников вы практически не встретите туркменских гастарбайторов, не говоря уже о нищих. Киргизов и таджиков полно, чуть меньше узбеков, а этих нет. Как, впрочем, и казахов. Но те, что называется, от добра добра не ищут, экономики России и Казахстана близки по своей динамике, уровню цен и зарплат, и скорее, подвержены интеграционным процессам. Туркменам же просто трудно выехать, так построена их визовая система. Уехали те, кого практически выперли. Без погромов и угроз, просто «перекрывали кислород» с работой. Да и самим людям с иной культурой сложно жить в стране, где поклоняются двум идолам – живому и мёртвому.
Кстати, туркменская власть и не пытается скрывать, что ей построен типичный авторитарный строй. Но объясняет это так – сейчас во главе страны стоит прекрасный, образованный, справедливый и сострадающий простому народу лидер. Но нет никаких гарантий, что на смену такому идеальному правителю не придёт путём хитрых избирательных технологий какой-нибудь эгоистичный негодяй. Так уж пусть всё будет под контролем…
Президент России Владимир Путин поздравил Гурбангулы Бердымухамедова с победой на выборах. «Итоги голосования подтверждают Ваш высокий политический авторитет, свидетельствуют о широком признании Ваших заслуг на посту главы государства, а также о поддержке Вашего курса на дальнейшее укрепление национальной экономики и повышение уровня жизни граждан Туркменистана».
Ну, это протокольно. На самом деле вы сами наверняка обратили внимание на то, что Туркмения, наверное, самый редкий гость в российских теленовостях. И всё из-за закрытых договорённостей обоюдно не лезть во внутренние дела друг друга. Туркмения так объясняет пользу от подобного формата отношений – она, де, прикрывает огромный участок проблемной азиатской границы - от Каспийского моря до Афганистана. Через эту границу могут просачиваться наркоторговцы, террористы и т.д, однако не просачиваются. А надёжная защита этого участка границы - важнейший фактор в обеспечении стабильности как самой России, так и её азиатских союзников. Туркменистан с этим справляется самостоятельно, не входя ни в ОДКБ, ни в НАТО. Его благожелательный нейтралитет экономит России массу ресурсов, ну, и прочее.
Конечно, в Москве прекрасно понимают, что такие президентские выборы лишь ширма для внутритуркменских процессов, в которые лучше не соваться. Но раз они напрямую не затрагивают российских интересов, то пусть себе возятся.
А погулять мы в какое-нибудь другое место съездим. Погостеприимней этого.
Леонид Черток
Каждая женщина мечтает о выразительных глазах. Для этого существует множество средств и процедур. Например, на сайте SuperCilia.ru вашему вниманию представлено средство для роста ресниц и бровей.