Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Виктор Гавриков: Национальная, культурная и духовная самоидентификация в отражении российских СМИ

 

- Самым подходящим приветствием для всех, кто принимает участие в работе этого семинара, было бы  уважительное «земляки». К такому простому, но, незаслуженно забытому термину обязывает и название самого семинара, и выступления, прозвучавшие на нем, и тема этого круглого стола.

Мы рассуждаем о национальной, культурной и духовной самоидентификации,  пытаясь нащупать тонкие, но прочные нити сотрудничества того многонационального многоголосья, которое и есть Русский север, как неотъемлемая часть России.

Для меня лично важной составляющей, показательным вектором, если хотите, очень непростого диалога культур, религий и укладов являются то, как складываются отношения участников этого диалога с одной стороны, со средствами массовой информации - с другой.

Даже беглый взгляд на информационное поле Архангельской области позволяет говорить о том, что сейчас в развитии конструктивных и последовательных отношений с региональными СМИ больше заинтересованы сами участники этого диалога, нежели те, кто контролирует и финансирует региональные и, если речь идет о телевидении, федеральные СМИ.  Таким образом, те важные идеи, взгляды и точки зрения по позитивному развитию межнациональных и межконфессиональных отношений, которые, в принципе, и должны формировать общественное мнение, выплескиваются на неподготовленную почву. Журналистское сообщество пока не готово к тому, чтобы информационными поводами стали не межнациональные конфликты, а позитивные шаги в достижении определенных моментов, отражающих процессы движения в сторону согласия и примирения.

Совсем недавно в СМИ было опубликовано заявление Алексия II, в котором он  выразил глубокую озабоченность философией деятельности средств массовой информации. Ответы акционеров и руководителей центральных телевизионных каналов на это мудрое и взвешенное обращение появились мгновенно. Но, по сути, тону и форме все они сводились к тому, что рейтинг диктует условия и правила игры. Игра - это, прежде всего,  рейтинг, а рейтинг это, прежде всего, в прямом смысле, «горячие» новости: взрывы, поджоги, межнациональные конфликты. Рейтинги же диктуют и то, что прайм-тайм отдан на откуп злу и порождающему страх насилию.

В руках СМИ - мощный аргумент: уже сейчас в каждой третьей семье есть компьютер, подключенный к глобальной сети. А к 2010 году компьютер будет в каждом доме (по крайней мере, об этом заявляет глава Мининформсвязи Леонид Рейман). В каждой семье есть хотя бы один телевизор. Статистика утверждает, что каждый житель России смотрит его хотя бы одну минуту в день.

Печатные СМИ, как региональные, так и федеральные, если их бездумно не распихивать по ящикам, тоже имеют свою стойкую читательскую аудиторию. Не такую впечатляющую, как Интернет и телевидение, но стабильную и, в прямом смысле, грамотную.

Объединив эти три составных части четвертой власти в одно целое, мы получаем мощную боевую машину, которая способна как поддержать, так и превратить в пыль любые самое благое намерение.

Если наше общее намерение заключается в том, чтобы не только разобраться в тонкостях межнационального общения, но и найти алгоритм межнационального согласия, необходимо вести постоянный диалог со СМИ. Если хотите, нужно заинтересовывать журналистов, руководителей телевизионных каналов и Интернет-ресурсов во всестороннем и объективном освещении таких тем, как «Национальная, культурная и духовная самоидентификация», например.

В качестве практического шага к началу такого общения со СМИ я бы предложил подумать над созданием единого межнационального и межконфессионального пресс-центра, сотрудники которого бы вели постоянный диалог со СМИ. Такое сотрудничество обязательно привело бы к увеличению в разы публикаций о деятельности участников диалога, созданию новых форматов на телевидении и повышению интереса со стороны СМИ.

Сейчас ситуация такова, что абсолютное большинство откликов в поисковой системе Google (765 000) можно получить на запрос «Межнациональные конфликты».

«Межнациональное согласие» --  289 000 откликов.

«Межнациональные инициативы» -- 444 000 откликов. Согласно статистике все того же поисковика.

Но абсолютное большинство ответов на последние два запроса так или иначе касаются не согласия и инициатив, а обсуждению все тех же межнациональных конфликтов. Причем, если официальные и информационные сообщения о тех или иных событиях подаются в рамках морали и терпимости, то на форумах информационных агентств и гостевых книгах процветает дух национализма и махрового шовинизма и национальной нетерпимости.

По мнению фонда «Общественное мнение», в целом россияне далеки от единства в вопросе о том, насколько детально должны освещаться средствами массовой информации различные эксцессы, происходящие на межнациональной почве. Но все же опрошенные втрое чаще заявили, что подробное освещение межнациональных конфликтов в СМИ ведет к усилению межнациональной розни, чем к ее ослаблению (31% и 10% соответственно). Еще 32% респондентов полагают, что детальное освещение конфликтов на уровне межнациональной розни не сказывается.

Приведенные выше ссылки на опрос ФОМ заставляют задуматься над тем, что есть рейтинг и что есть правда.  Мы видим мир глазами СМИ, но есть ли у нас шанс определить видим ли мы то, что происходит на самом деле. 

Нам, собравшимся здесь, близки идеи сохранения межрегионального и межконфессионального мира и согласия. Но, если эти идеи  останутся достоянием небольшой группы интеллектуалов, грош им цена. Поэтому, необходимо прилагать определенные усилия не только для того, чтобы постоянно расширялся круг участников подобных мероприятий, но и что бы они получали достойное место и время в СМИ всех уровней.

 


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Апрель 2024 (336)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)
Ноябрь 2023 (335)







Деньги


все материалы
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20