Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Без зла в душе. Как жаль, что Вы наконец-то уходите

 

В один из мартовских дней четыре года назад мы с женой сидели на кухне и обсуждали перспективы на будущее. Не только личные, но и всей области в целом. Повод для размышления был более, чем серьезный: в первом туре выборов действующий губернатор Ефремов проиграл доселе неизвестному «молочнику» Киселеву. Уже потом к его профессии кто-то прибавил ироничное прилагательное «веселый». Кандидат был грустен и испуган. До сих пор удивляюсь бесшабашности его пиар-команды, не побоявшейся поставить в эфир плохо говорящего человека, с дрожью в голосе обличавшего областное руководство с другого конца площади Ленина.

Или они уже уверены в успехе? Мы еще на что-то надеялись. Основания были, уже после оглашения результатов первого тура по коридору областного департамента информации уверенной поступью прошли эмиссары из «Единой России».

- Не волнуйтесь, товарищи, спокойно работайте. Победа будет за нами!

- А как же проценты...?

- Не ваша печаль. У нас такие орлы свои кандидатуры снимали, а уж этот...

Мы и расслабились в ожидании законной премии за победу. А потом прогремел взрыв на проспекте Советских Космонавтов. Весь понедельник провел на развалинах с телекамерой вместе с Ефремовым. Говорю со всей ответственностью - он был серый от горя, после посещения реанимации казалось, что Антоныч сам рухнет с инфарктом. Киселев тогда был в Москве. Говорят, он был тоже серым - и от переживаний, и от растерянности. Наверное, это был первый момент, когда он реально понял, в какое ярмо сует свою седую голову. Ему бы бежать от такой ответственности, да поздно. Я до сих пор не верю, что эта трагедия имела хоть какое-то отношение к избирательной кампании в Архангельске. Однако странно, почему с таким упорством выдавливали с госслужбы работника областного ДИОС Олега Тестова? Чья семья погибла в ту страшную ночь, и который «набрался наглости» (формулировка из разговоров за его спиной) проводить собственное расследование. Вопрос, на который мы вряд ли получим ответ. А их еще будет немало...

Так вот, сидим мы на кухне, пьем чай, и успокаиваем себя, что ничего страшного в жизни не произошло. Строй не меняется, страна богатеет, губернатор - должность не вечная. Приходит на вид солидный человек, чем-то похожий на Лоуренса Оливье в лучшие годы, вон как Америка поднялась при актере Рейгане. А то, что команды нет, так федеральный центр поможет. Жизнь продолжается!

Однако свои кадровые опасения я высказал в единственном в моей жизни прямом радиоэфире. И они начали сбываться с пугающей быстротой, ключевые посты в новой администрации заняли бывшие работники штаба кандидата Киселева. Многие люди из этой команды менялись практически на глазах. Например, представитель ИТАР-ТАСС Виктор Ильин, будущий директор «министерства правды». До этого мы частенько вместе бродили по официальным мероприятиям, посмеиваясь над происходящим. Теперь он меня с трудом узнавал, а после искренне интересовался, нашел ли я себе дело по адресу постоянной прописки. Справедливости ради отмечу, работники ДИОС вспоминают Ильина, как лучшего руководителя постковалевского периода, остальные были намного хуже.

Тревожные симптомы появились уже на инаугурации нового губернатора, список приглашенных СМИ был урезан до минимума. Беглый анализ показывал, что отлученными от фуршета оказались те, кто в предвыборный период позволил себе хотя бы долю иронии в адрес Киселева. Не нашлось места и для членов ефремовской команды. Как же так, а ведь мне рассказывали, что на первой инаугурации Ефремова почетное место в тронном зале занимал бывший губернатор Балакшин. Да и вечному оппоненту Крупчаку всегда находилось место за официальным праздничным столом. Тогда на нашем сайте появилась слегка ироничная статья «Праздник, на котором нас не было», где мы в тактичной форме предупредили новичка, что с журналистами надо бы повежливее. Смысл ее остался непонятен для чиновников. А зря, глядишь, история бы пошла по другому вектору.

Про бардак в кадровой политике только мной написан с десяток материалов. А посему выскажу главную мысль - самый поверхностный анализ показывает, что новый губернатор таким незамысловатым образом рассчитывался за помощь в своем избрании. Причем - под влиянием внешних факторов. Не сложились дальнейшие отношения с Алексеем Бариновым, и его люди сразу теряют свои посты. Но с самого начала Киселев показывает и свой норов. Мне рассказывали, как его отговаривали от назначения Александра Южанинова замом по экономике, мотивируя это тем, что человек за долгие годы жизни в благополучной Германии несколько оторвался от наших скудных реалий. В ответ Николай Иванович по-детски капризничал: «А я хочу!».

Спрашивается, куда смотрел Центр? У меня одно объяснение - Москва просто махнула на область рукой. Мол, четыре года как-нибудь протянете на федеральных подачках, а там посмотрим. В эпоху Ельцина при тех ценах на нефть и газ подобное отношение означало полную катастрофу. А сейчас выжили, ни шатко, ни валко. Только послевкусие осталось...

Так случилось в жизни, что с 2005 года я стал следить за происходящим в области. Например, слушать ежегодные губернаторские послания. Из каждого делал для себя один только вывод - нас посылают далеко назад. А точнее, к Ефремову, по сути, цитировались лучшие пункты его программы. О том, как они исполнялись, хорошо описали коллеги из фонда «Перспектива», провал по всем позициям. Собственно, у бывшего директора молокозавода была одна фирменная фишка - прорыв в сельском хозяйстве. С самого начала она вызывала сомнения. Архангельск  - не тучная Кубань и даже не Рязань, северный регион так и не стал картофельным раем. А вот по местным сельхозпроизводителям был нанесен ощутимый удар, на прилавках магазинов началась экспансия фирменных вологодских этикеток. Это при том, что молодые члены семьи Киселева имеют весомую долю в областном посредническом бизнесе по поставке продуктов питания. Очень опрометчивая политика, что касается губернаторского имиджа, не правда ли? Несмотря на это, Николай Иванович жил по известному российскому принципу - в моих глазах все божья роса.

Помните, как он обещал в предвыборных речах учитывать ошибки предыдущего областного руководства? Они лежали на поверхности. Анатолий Ефремов любил рассказывать мезенским старушкам о миллиардах поморских алмазов, а потом в ужасе осознал, что их волнует только некормленая коза. Недавно разговаривал с электриком Холмогорского племсовхоза, который четыре года назад без сомнений отдал голос за «своего» губернатора. Теперь он никому не верит и вспоминает Ефремова, говорит, у того хотя бы совесть была. Какое ему дело до гостевого домика на Соловках, который старательно ставили в вину старому главе региона? Зато очень раздражает усадьба нового, раскинувшаяся на границах заливных лугов его совхоза, она постоянно перед глазами.

Но я не крестьянин и не экономист, мне ближе светская жизнь города. Поэтому плавно перехожу к общей атмосфере Архангельска, как центра Поморского края. Киселев обещал прекратить затратные развлекательные мероприятия, грозясь на сэкономленные средства отремонтировать дороги и напоить всех молоком. С самого начала в этом благом порыве чувствовалось предвыборное лукавство. Спонсор, он на то и спонсор, чтобы получать отдачу в виде имиджевой рекламы. На пакетах с бифидоком так и не появился логотип «Лукойла», а слово «Газпром» не напишешь по всей длине проспекта. А вот жить стало не в пример скучнее. У меня самого вызывали иронию слегка «освеженные» лица второсортных актеров в «Модерне». Но я родился в Москве и десять лет отработал на «Мосфильме». А для той же мезенской бабушки с некормленой козочкой это была настоящая встреча с высоким искусством. Помню, как в 2003 году в Пинеге пенсионерка жаловалась в камеру, что ее внучка-пятиклассница видела «живой» самолет только на картинке, да высоко в небе. Зато потом гордо рассказывала, как она же в клубе преподнесла букет полевых цветов самому Борису Галкину, отцу того Владислава, который с телеэкрана не слезает. Я эти восторги выслушал со снисходительной усмешкой. Зато теперь понимаю, у бабушки с внучкой отобрали последний повод для воспоминаний, ничего не дав взамен.

Или история с «Водником». Формально первым гонителем на хоккейных «пожирателей бюджета» стал бывший мэр Архангельска Александр Донской. Но еще в 2000 году я сидел за одним столом с главным тренером чемпионов Янко. Спросил тогда - а не тянет ли тебя, Володя, домой в Москву? Отвечает, тянет, да работы нет. Мол, сколько раз Лужков намекал, завербуй костяк звездного состава в столицу, да разве Антоныч позволит? А вот Иваныч позволил, хотя любые другие начинания градоначальника принимал в штыки. На этом он сэкономил столичному мэру минимум лет пять селекционной работы и не один десяток миллионов долларов. Вы верите в такое бескорыстие? Я с трудом. Причем хоккейная слава нами потеряна навсегда, так и будем прокисать внизу турнирной таблицы. Хорошую спортивную славу оставляете после себя, Николай Иванович...

Это только то, что касается фестивалей и хоккея. Еще канули в лету Иоанновские чтения и многое другое, область заволокло кисломолочным туманом. Вообще, какая-то непраздничная жизнь получилась с губернатором. Даже юбилей космодрома скомкали, президент побрезговал стоять на одной трибуне с человеком, подозреваемым в коррупции. А лучше бы этих праздников просто не было. При каждом появлении тоскливой фигуры на экране, в душу закрадывался страх - опять ЧП? Киселев пытался оправдаться перед журналистами - ничего не могу с собой поделать, таким уродился на свет. Так зачем с подобным душевным негативом лезть во власть? На его прошлой работе тоска нападала на сотню работников ОАО «Молоко», а в области, как ни крути, больше миллиона жителей.

Или вспомните, сколько неожиданных, трагических смертей случилось вокруг Дома на Троицком. Попадает в Москве в дурацкую катастрофу Ильин, он один из всей маршрутки не пережил увечий. Гибнет в ДТП бывший первый зам Киселева Южанинов, а вместе с ним директор архангельской «Роснефти» Иванчиков, после чего активность нефтяного гиганта в области резко пошла на спад. По дороге на «губернаторский» этаж скоропостижно умирает ректор ПГУ Булатов. Не перенес «дипломного дела», инспирированного Киселевым против неугодного мэра, ректор Северного института предпринимательства Горюнов... В несколько месяцев сгорел от рака мозга опытный аппаратчик Владимир Пантелеев. По слухам, того заставили в один присест сорганизвать отставку Балашова и Шевелева.  Может быть, я что-то и опустил по неведению. Но даже от этого скорбного списка так и веет мистическим - бог шельму метит.

Теперь бы самое время перейти к истории с пинцетом и судебным тяжбам с журналистами. Но не буду, надоело, перегорело. Нас так никто и не убедил, что это не вы, Николай Иванович, принимаете мзду от бизнесмена Гудовичева, который своей вины не скрывает. В деле «Киселев против Чертока» вы, вроде бы, повели себя благородно, предложив примирение сторон. Однако красивый жест испортил ваш представитель Малициы, выразивший в интервью «ПСЗ» главную «примиренческую» мысль - не дать повода для лишнего пиара против «честного» губернатора. А уже в приватной беседе с архангельскими адвокатами он добавил, что клеветник Черток своей шаткой походкой сделал все возможное, чтобы разжалобить судью. То есть при другой ситуации я бы птицей взлетел на четвертый этаж? Эх, господин Малицин, вашими бы устами. Следите за артериальным давлением, все под Богом ходим...

Хотите - верьте, хотите - нет, но ни у меня, ни у редакции, которую губернатор опустил на несколько сотен тысяч рублей, нет к Киселеву злых чувств. Одна жалость. С нашей точки зрения, человека подставляли все четыре года его правления. Сначала олигарх Крупчак, выдвинувший его своей «обезьянкой» на выборах, а после решивший проверить, может ли в 2004 году, как в 1917-ом, тот, кто был ничем, стать всем. Потом за дело взялись советники, объяснившие шефу, что главное в его работе. Это мое утверждение отнюдь не голословно. На той пленке с компроматом передача денег по драматургии вторична. А первичны наставления «человека, похожего на Гудовичева», какие кому подарки дарить, кто семгой успокоится, а кто и меховой шапкой побрезгует.

Дальше его стали консультировать просто большие люди. Вряд ли какой-то Преминин посоветовал архангельскому губернатору не заметить, как закрывают в СИЗО его благодетеля Баринова, у «Шуры-клиринга» там просто не было интересов. Надо отдать Николаю Ивановичу должное, он хотя бы не стал публично рукоплескать «свершившемуся правосудию», уже зачОт. А вот заинтересованное в деле губернатора НАО лицо я лишний раз упоминать не буду, надоели судебные иски.

Но самое страшное лицемерие началось минувшим летом. Если проследить динамику информационной политики, становится ясно, с середины августа Киселева начинают убеждать в том, что все нормально. Президент ему доверяет, «шалости» не большие, все не без греха. А то, что до сих пор нет подтверждения полномочий, так всему причиной грядущие выборы. Представляю эти смертельные качели, от ночных мороков с обысками в рабочем кабинете, до искры надежды - «другой альтернативы нет». Не дай Бог никому пережить подобное!

Последние дни во власти для Николая Киселева стали самыми тяжелыми. Я вспоминаю, как опустели коридоры ефремовского штаба за две недели до второго тура, пиарщики и консультанты стройными рядами потянулись в киселевский штаб. Но они хотя бы не давали интервью. Сегодня мы видим маленькое повторение 56-го года после опубликования материалов ХХ съезда - «Сталин - палач, а мы и не знали!». Даже главный редактор областной газеты дает пространное интервью о том, что он давно предостерегал губернатора от кадровых ошибок. Хотя наверняка догадывается, что одна из главных ошибок - это он сам, при его содействии Николай Иванович забронзовел - дальше некуда. Того и гляди, советник Преминин разразится разоблачительными откровениями, он-то считает, что его политическая карьера отнюдь не закончена. Мелко, противно, жалко, тьфу...

Во втором названии этой статьи ключевое слово не «заключительный», а «губернатор». Конечно, мы еще не раз вспомним о Николае Ивановиче Киселеве, как о человеке. И если паче чаяния начнутся неприятности с правосудием, мы встанем на его защиту. В том случае, когда ему будут приписывать нелегальную торговлю беломорскими черепахами или подделку оценки по поведению в школьном аттестате. Пока же искренне желаем главе большого семейства обрести гармонию духа в заботе о внуках.

Николай Иванович, вы не один, вместе с вами обманули и нас. Все, финита ля комедия!

Занавес.

 

Леонид Черток        

Фото Н.Гернета, архив


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Ноябрь 2024 (287)
Октябрь 2024 (409)
Сентябрь 2024 (343)
Август 2024 (343)
Июль 2024 (331)
Июнь 2024 (354)







Деньги


все материалы
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20