Однако, по прогнозам чиновника, хотя в номинальном выражении национальная валюта действительно несколько ослабнет, в реальном выражении с учетом инфляции будет укрепление рубля.
Если не произойдет долгосрочного падения цен на нефть ниже 90 долларов за баррель, курс рубля сохранится примерно на уровне 26-27 рублей за доллар, утверждает источник.
"Резкого снижения курса рубля мы не ожидаем", - заявлял в свою очередь и замглавы минэкономразвития Андрей Клепач.
Между тем, как пишет в своей статье для NEWSru Деньги президент Института экономического анализа Андрей Илларионов, о национальном экономическом кризисе (рецессии) - уместно говорить, когда на протяжении двух кварталов наблюдаются отрицательные темпы прироста ВВП, а продажи, промышленное производство и доходы населения сокращаются ежемесячно. Если исходить из этих критериев, рецессии нет ни в США, ни в Китае, ни в России.
Планировать падение глупо и невыгодно
Журналисты явно не случайно постоянно возвращаются к этой теме в беседах с высокопоставленными чиновниками. Возможность резкого снижения курса рубля стало в последние дни едва ли не самой популярной темой дискуссий последних дней, которая объединила и чиновников, и простых граждан, пишет газета "Время новостей".
Правда мнения граждан и чиновников расходятся: в то время как в обменниках в выходные дни за доллар просили уже более 28 руб., во вторник вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин и его заместитель Сергей Шаталов в один голос говорили, что девальвации не планируется.
Эксперты, опрошенные газетой, уверены, что планировать падение курса рубля глупо и невыгодно, серьезных предпосылок к этому нет, но в случае некого "трагического стечения обстоятельств" такая возможность не исключена.
Разные эксперты, однако, оценивают вероятность девальвации по-разному - от крайне маловероятной до почти гарантированной, пишет газета.
"Существует определенный разрыв доверия между властями и обществом. В то время, когда Центробанк проводит одну политику, народ оценивает ситуацию по-своему и "голосует" в обменниках за доллар", - видит явные противоречия между желаемым финансовыми властями и действительностью Елена Матросова, директор Центра макроэкономического прогнозирования компании "БДО Юникон".
Действенными мерами в непростых условиях, по ее мнению, могло бы стать точечное использования валютного регулирования и валютного контроля. Например, в части усиления надзора за деятельностью "дочек" иностранных компаний в России, которые могут выводить валюту за рубеж, более тщательного контроля продаж валютной выручки, где также есть возможности утаивания валютных средств.
Ксения Юдаева, руководитель Центра макроэкономических исследований Сбербанка, считает, что есть формальные основания для того, чтобы рубль несколько подешевел, прежде всего из-за снижения цен на нефть и сокращения оттока капитала. Но не стоит забывать, что цены на нефть сегодня находятся на уровне, близком к среднему за прошлый год. Поэтому равновесный курс не мог подешеветь больше, чем на единицы процентных пунктов, то есть примерно до прошлогоднего уровня. И уж тем более он не мог подешеветь на 50%, что соответствует удешевлению курса рубля до 40 руб. за доллар", - уверена эксперт.
Есть и более пессимистичная точка зрения. "Такие заявления высокопоставленных чиновников гарантированно действуют с точностью до наоборот", - полагает Игорь Николаев, директор департамента стратегического анализа ФБК. "Я верю, что никто не планирует и не хочет девальвации рубля, но реальность такова, что когда вы создали мощную объективную экономическую основу для девальвации, это лишь вопрос времени".
Правительству не стоит уповать на положительные эффекты от нынешней возможной девальвации для экономики. По мнению Игоря Николаева, ситуация отличается от 1998 года, когда действительно был оздоравливающий эффект от девальвации за счет импортозамещения. "Прошло десять лет, внутренние цены значительно выросли, если произойдет обесценение рубля, эффект импортозамещения и оздоравливающего воздействия будет далеко не в тех масштабах именно потому, что внутренние цены обогнали внешние".
Тем временем слух о том, что россияне штурмуют банкоматы, снимая в ажиотаже деньги, а банки ограничивают выдачу наличных, не подтвердился. По крайней мере этого нет в пяти крупных городах страны, где ситуацию проверили корреспонденты "Российской газеты".
В Москве банкоматы работали в обычном режиме. Северяне тоже не торопятся снимать деньги со счетов. В управлении Центробанка РФ по Мурманской области подтвердили: ни один из банков, работающих в регионе, не устанавливал дополнительных ограничений на выдачу денег через банкоматы. Правда, в некоторых клиентских договорах есть пункты, лимитирующие размер сумм, но они появились задолго до проблем на финансовом рынке.
В Хабаровске в крупнейшем в городе банке люди, поддавшись слухам, досрочно закрыли свои счета на миллиард рублей. Для того чтобы вернуть клиентов и их деньги, банк ввел "программу лояльности", предложив бонусы тем, кто не послушал "доброхотов" и оставил деньги на счету.
Паникеры тоже не остались внакладе: банк сохранил проценты тем, кто восстановил свои вклады до 15 октября. Сейчас в офисах региональных банков и филиалов наблюдается столько же людей, как и в обычные дни. Жалоб на дефицит средств в банкоматах не поступает.
Спокойно и в Новосибирске. Ни у одного из работающих в городе кредитного учреждения пока нет дефицита наличности. По крайней мере так утверждают сами банкиры. И два банка даже собираются расширить сеть своих филиалов. Корреспондент "РГ" проверил банкоматы ведущих банков, все они исправно выдают наличные новосибирцам.
Жителям Санкт-Петербурга повезло несколько меньше. Не в каждом банкомате есть деньги, и снять их "с лету" не получается. Правда и очередей нет.
Однако в целом, признает газета, по стране отток денег населения из банков все-таки происходит - слухи делают свое дело.
По данным Агентства по страхованию вкладов, на банковских депозитах россияне хранят 5,9 триллиона рублей.