Впрочем, как вы наверное понимаете, разницы в манерах почти никакой... А вот от кого вреда больше - решайте сами. Гангстер он и есть гангстер: иллюзий - ноль. Гангстер не отнимает надежду и веру. Гангстер-мент - в сто, в двести раз опасней, ибо гангстер-мент разрушает государственность, крадёт веру в справедливость и торжество закона.
Президент говорит - менты делают
К примеру, почему, когда Президент Медведев говорил ставшую знаменитой фразу: «Хватит кошмарить бизнес», архангельские предприниматели понимающе улыбались. То была улыбка в стиле «Мели Емеля - твоя неделя». Да потому, что почти в аккурат в то самое время, когда Медведев произносил эти слова, к ним в дверь уже стучались ОНП-шники. У нас в Архангельске даже термин особенный: не то, чтобы «кошмарили»... у нас предпринимателей «щемили».
Оттопырь карман
Деятельность ОНП нужная - ибо платить налоги надо. Но... кому платить? Вот случай. В известном доме на улице Карельской в одно воскресное утро сотрудники других правоохранительных подразделений, располагавшихся в этом здании, недоумённо переглядывались при явлении ОНП-шника Александра А.... Молодой ещё человек пришёл в пафосном пальто с красной подкладкой, из каждого кармана которого торчали пачки денег... 50-тысячного достоинства. Интересно, он собрал налоги? А где ж та казна, в которой эти налоги оседали?
Месторасположение казны знают в Архангельске многие. Подлость момента заключается в том, что «знают и молчат». Большая квартира в Привокзальном микрорайоне стала чем-то вроде «хазы», в которой люди в погонах, обличённые властью «щемить и кошмарить» собирались и периодически вскрывали сейф с кассой. Сейф ломился от денег. И никто в несчастном городе не задавался почему-то вопросом: на какие деньги «не самые образованные», ещё довольно молодые сограждане при погонах - весь доход которых по закону «скромная» милицейская зарплата жируют-кайфуют не хуже олигархов?
Почти все участники «бригады» ездили на Х5-ых, почти все с одинаковыми цифровыми обозначениями на номерах: 199. Для несведущих поясним: 199 - номер статьи в УК «уклонение от уплаты налогов». Зачем эти понты? Это подражание в деталях фильму «Бригада», где у бандитов тоже были свои обозначения, или это ещё один аргумент для «щемления и окошмаривания» предпринимателей - типа, «шансов нет, у нас всё схвачено»?
Умысел
Всё это началось пару лет назад. Схема стандартная: на предприятие приходят опера-следаки, дополняя визит «масками-шоу». Изымается бухгалтерия. Цветущее предприятие оказывается на грани. Следствие идёт полным ходом, набирая обороты... И вдруг прекращается. Как правило, прекращается... К примеру, в действиях скрывавших налоги предпринимателей не находят злого умысла. Нет умысла - нет преступления. А у кого-то умысел находят...
Первоначально «щемившие-кошмарящие» «щадили» подопечных. Плата за прекращение была стандартной - около десяти процентов. Время шло - ставка поднималась до питерских расценок - 30%.
Отдельное слово об архангельских предпринимателях: они крутые-гордые оказывались только на словах. Поначалу каждый готов был побороться... но стоило чуть сильнее «прищемить-прикошмарить» - предприниматели с лёгкостью деньги находили. От заявлений отказывались, интервью не подписывали... Становилось ясно - один за другим начинали платить. И даже не жаловались на поборы. Гордость-крутость всё дальше запихивалась... сами понимаете, в какое место. А «бригада 199» меж тем всё богатела и богатела. Известно, что у любой банды (со времён Аль-Капоне) в один момент случается конец... или начало конца.
И вот в прошлом номере читатели нашей газеты узнали о задержании сотрудника УНП Александра А... как две капли воды похожего на того самого человека с пачками 50-тысячных купюр в пальто с красной подкладкой на крыльце культового здания на улице Карельской. Стон, вопли: дескать, случайно оказался на месте получения денег. Случайно/не случайно - теперь решать судье - не будем встревать. Действительно, может и случайно: но как объяснить, что человек, бравший смехотворно малые кредиты, с обычной, очень скромной милицейской зарплатой, жил в шикарной квартире, а ездил на лексусе. Это милиционер... откуда у него богатства? У родни его (отнюдь не нефтяников-банкиров) откуда квартиры и машины? Александр собирался тоже пересесть на Х5... как вы, наверное, догадываетесь с тем же номером 199. Есть ощущение, что Александру просто не повезло с клиентом: очень не повезло. ЗАО «Трансфер», которое «щемилось и кошмарилось» было как на ладони - конторка скандальная. И им терять уже было нечего, а ОНП-шники к тому времени уже совсем потеряли бдительность, уверовав в собственную безнаказанность и в магическое действие номера 199 на блестящих Х5-ых.
P.S. Как всё это могло пройти без ведома милицейского начальства - малопонятно. Ведь, по всей видимости, именно начальник ОНП подписывает прекращение проверки. Хотя чего не бывает - проглядели. И начальник УВД, он тоже ничего не видит/не слышит/не знает: один за другим сотрудники нашей доблестной милиции чуть ли не целыми оперативно-следственными группами заезжают в тюрьмы, а по отчётам - всё зашибись - идёт борьба с преступностью. А спроси у народа... вам через одного скажут: пышным цветом расцвела преступность... и как отличить мента от гражданского гангстера - уже непонятно: манеры, style, методы - сходство необычайное.
И вот квинтэссенция, которая не может оставить никого равнодушным (разве что милицейское начальство опять ничего не заметит) - на минувшей неделе был задержан сотрудник силового милицейского подразделения... продавал наркоту. Антураж, как в крутом гангстерском фильме: наркота продавалась дома - ещё наркота+целый арсенал боевого оружия - можно было вести круговую оборону хоть трое суток. Картину «тихой домашней обстановки» дополняли трое несовершеннолетних детей.
П....ц: жить страшно!
Владимир Максимов, «Правда Северо-Запада», 08 апреля 2009 г.