Наше агентство не раз писало о ситуации, сложившейся вокруг северодвинского предприятия «Северный рейд». Того самого, что поставляет гидроакустику и прочие мудреные приборы на знаменитую «Звездочку». Что там долго рассусоливать, предприятия архангельского ВПК стали единственным надежным плавсредством для области, болтающейся на волнах финансового кризиса, как... волчий хвост в проруби из известной сказки.
Так вот, одного из наших спасителей собрался сжать в смертельных объятиях питерский концерн «Океанприбор», называя происходящее «интеграцией». А смертельные эти объятия потому, что сам «Океан» давно обмелел и дышит на ладан. Его кредиторская задолженность составляет на 2007 год 1.69 млрд. рублей против 54 млн. чистой прибыли. Сама же динамика развития ясно показывает крен в сторону ухудшения, цифры взяты с официального сайта концерна.
«Рейд» героически сопротивлялся такой любви без взаимности. В адрес Кремля шли письма с просьбой разобраться и остановить поглощение за подписью всех сотрудников оборонного предприятия. В дело вмешалось руководство области, депутаты Госдумы, журналисты федеральных СМИ. Общее волнение объяснимо, есть негативный пример некогда успешного волгоградского ПК «Ахтуба», так же «интегрированного», читай, поглощенного прожорливым «Океаном». Сегодня там сокращают производство, задерживают зарплату, готовят списки на увольнение.
А ведь изначальная причина интереса была сродни северодвинской. «Океанприбор» так же имел перед «Ахтубой» многомиллионный долг, как и перед «Северным рейдом». Как только «интегрировались», так долги и списали, не себе же отдавать. А то, что предприятие «на боку», так кризис все спишет.
Шума эти истории наделали много. «Северный рейд» - особое предприятие с режимом секретности, однако его название часто упоминалось не только в СМИ, но и на телеэкранах. Известный «телебретер» Владимир Соловьев поставил «дружескому слиянию» более точный диагноз - рейдерский захват. Внимание на это обратила неравнодушная общественность, но не власть.
«Рейд» додушили по классической схеме, отправив руководство на заслуженный отдых. А куда денешься, статус госпредприятия, приходится исполнять. Первое, что сделал новый директор Пашков, ранее возглавлявший одно из подразделений питерского концерна, это списал 250-миллионную задолженность «Океанприбора». По той же логике - не себе же отдавать. Когда-то подобный ход я использовал при написании сценария перестроечного фильма о первых мошенниках возрождающегося капитализма. Ушлые парни берут у частного банка кредит, и на эти деньги скупают контрольный пакет у мажоритариев через подставных лиц, вполне рабочая схема на 90-ый год. Но я и помыслить не мог, что подобное можно сотворить с предприятием, входящим в оборонный комплекс страны.
Именно этим и апеллировала юридическая служба концерна, подавая иск на публикации нашего агентства. Святое возмущение государственных мужей - как это провинциальные журналюги могли заподозрить нас в использовании понятия «щит Родины» в корыстных целях?!
А очень просто, потому что методы ваши из лихих 90-х. Помните, как на стрелках и разборках конкуренты ссылались каждый на свою крышу - «у меня ореховские», «за мной стоят люберецкие». И сегодня похожие «тёрки» - «Океанприбор» работает на уровне президента и Правительства России». Питерские, короче. А ведь их теперь в народе не любят еще больше москвичей. Плохо представляю себе, как лихие парни с берегов Невы будут находить общий язык с северодвинскими мастерами. Те, конечно, до вредительства вряд ли опустятся, но рабочая атмосфера тоже дело не последнее и может повлиять на общую производительность труда.
Вот интересно, президент с премьером в курсе, кто прикрывается их именами?
Леонид Черток