Утро. Садимся в «буханку» вместе с инспектором УГАДН Владимиром Демидовым и сотрудником ГИБДД Ильёй Абрамовым. После небольшого инструктажа едем к первой цели нашей поездки - это конечная остановка маршрута 1у, ул. Кедрова (Соломбала).
Мне объясняют, что данный маршрут является нелегальным, то есть мэрией Архангельска не был проведён конкурс по данному маршруту. Предприниматели без чьего-либо разрешения сами организовали его. Отсюда - несоблюдение графиков движения и многочисленные нарушения, выявляемые в ходе проверок.
По словам инспекторов, на сегодняшний день нарушения есть на всех маршрутах - без исключения.
Одно из самых распространенных нарушений - перегруз. Очень часто во время экстренного торможения в переполненных автобусах и маршрутках пассажиры получают травмы, иногда не совместимые с жизнью. Техническое состояние автобусов тоже оставляет желать лучшего: на линию выходят «убитые» ПАЗики, которые могут сломаться в любую минуту. Очень часто можно увидеть на улицах города сломавшиеся автобусы: отказывают тормоза, лопаются шины, ломаются рессоры... А уж ДТП с участием автобусов и маршруток происходит практически каждый день. Несмотря на то, что подобные проверки проводятся два раза в неделю (по Архангельску), проверить все автобусы в городе практически невозможно, сил просто не хватит.
Прибываем на место, конечная остановка заполнена автобусами. Подходим к ближайшему ПАЗику (номер - с 740 мк), инспекторы начинают свою рутинную проверку. Первое впечатление - нас не ждали, кондуктор спешно запихивает бумажки с именами и фамилиями водителя и кондуктора туда, где им и нужно быть. Практически сразу же выявляется несколько нарушений. В автобусе напрочь отсутствуют стеклоомыватели, они просто - напросто вынуты изнутри... На вопрос сотрудника ГИБДД о том, что же вы будите делать, если пойдет дождь или попадет грязь на лобовое стекло, водитель отвечает: «Так сегодня же дождя не будет!»... Позже выясняется, что и сигнал заднего хода не исправен. Водителя приглашают в «буханку» на составление протокола и выписывание штрафа. Штраф, конечно, не большой - всего-то 100 рублей (для водителя), но механику, выпустившему этот автобус на маршрут, и предпринимателю, которому принадлежит данный автобус - В.Е.Рудалеву - достанется больше. По решению суда могут быть применены штрафные санкции в размере 4-5 тысяч рублей для компании и от 40 до 50 тысяч рублей для юридического лица.
Автобус отправляют в гараж на ремонт, а мы идем дальше. Следующая цель - ПАЗик (номер - ав 763), проводится та же самая процедура, - документы, лицензия, аптечка, все в порядке. За исключением отсутствия воды в стеклоомывателях никаких замечаний не обнаруживаем. Мне бросается в глаза большая вмятина у левого заднего колеса...
Продолжаем проверку. ПАЗик (номер ав 764), небольшие неисправности - водитель устраняет их тут же. После прочтения небольшой нотации водителю, движемся в сторону еще одного типичного представителя городского автотранспорта. А вот здесь просто куча нарушений: ПАЗик (номер ас 699) - в процессе проверки выявляются нарушения заполнения путевого листа и документов. Водитель даже не стал спорить с тем, что у него не исправен спидометр! По его словам, его просто не успели исправить во время тех.осмотра, - слишком много автобусов на одного механика!.. Препровождаем водителя в «буханку» на составление протокола. Вместо обычного водительского удостоверения - временное, сотрудник ГИБДД Илья Абрамов связывается с диспетчером и выясняет, что по данному лицу идет процесс в суде (вождение в нетрезвом состоянии), скорее всего, у него отберут права, а пока же этот человек возит пассажиров. После составления протокола так же отправляем горе-автобус в гараж, на ремонт.
Приходится менять диспозицию, не проверенных автобусов 1у на остановке не осталось. Следующий маршрут - 5э, конечная остановка - улица Усть-Двинская, в первую очередь, проверяем маршрутки. Первая попавшаяся ГАЗелька (номер с328кн) выглядит напрочь «убитой». Правда, нарушений немного, водитель устраняет неисправности на месте.
Ждем минут двадцать, ни одной ГАЗельки в поле зрение не попадает, видимо, водители уже предупредили друг друга. Напоследок останавливаем автобус того же маршрута. С виду уже все понятно, здесь уж точно есть неисправности. В ходе проверки выясняется, что автобус 2003 года выпуска (номер с433ее), кроме не работающего спидометра (его приходится проверять на ходу), стеклоочистителей, неправильного оформления документов и неисправностях в электрооборудования, сотрудник ГИБДД указывает, что левое заднее колесо автобуса держится на «честном слове»! В аптечке лежит просроченный валидол, водитель долго ищет второй огнетушитель, он был «запрятан» под задним сиденьем. После составления протокола автобус так же отправляется в гараж. Проверка заканчивается, подождав еще минут пятнадцать и не заметив ни единого автобуса, отправляемся на базу.
Подводим итоги. В ходе проверки по трем автобусам и предприятиям составлены протоколы от УГАДН и ГИБДД. Еще два автобуса устранили нарушения на месте. Вынесено два штрафа водителям автобусов. Будут проведены проверки автотранспортных предприятий, чьи автобусы были выпущены на маршрут с нарушениями.
Это, конечно, капля в море среди 530 городских автобусов, но, по крайней мере, те неисправности, которые были выявлены, будут устранены...
Впечатление от всего увиденного - стало страшно ездить на автобусах. Даже вот такая небольшая выборочная проверка показывает состояние всего автобусного парка нашего города. Назвать её даже удовлетворительной язык не поворачивается. Как можно выпускать на линию автобус с неисправностями, да такими, как неработающий спидометр, уму непостижимо. Огнетушители, как правило, находятся, в мягко говоря, не положенных местах, - под сиденьями. Вряд ли кто-то про них вспомнит во время пожара, а они периодически бывают, сам был свидетелем не один раз. Новых автобусов в городе почти не видно, за исключением нескольких маршрутов. Поломки, аварии, переполненные, и зачастую грязные автобусы Архангельска прочно вошли в нашу жизнь. И покидать нас пока что не собираются...
Олег Маглич
Фото автора