В число первых 11 авиакомпаний, которые сертификационная комиссия Росавиации вызывала к себе в прошедшую пятницу для исследования их финансового состояния, стали ГТК "Россия", две "дочки" "Аэрофлота" - "Аэрофлот-Дон", "Аэрофлот-Норд", первый российский дискаунтер Sky Express, а также региональные перевозчики "Владивосток авиа", "ВИМ авиа", "Татарстан", "Московия", "Мирнинское авиапредприятие", "Космос" и "Сахалинские авиатрассы". Росавиация интересовалась размером долга в Пенсионный фонд, за аэронавигационное обслуживание, перед аэропортами и т.д. Карающих санкций от ведомства пока не последовало.
Но авиакомпаниям с наибольшей задолженностью ведомство вынесло предупреждение. Если в течение месяца они не выплатят или не реструктурируют свои долги и не предоставят бизнес-планы, то Росавиация грозит приостановить или вообще аннулировать сертификаты эксплуатанта, то есть запретить летать, пишут "Ведомости". Количество попавших "под раздачу" авиакомпаний разнится. По данным газеты "Ведомости" в число злополучных попали пять авиакомпаний, в частности, ГТК "Россия", "Аэрофлот-Норд", "Владивосток авиа", "Татарстан", а также "ВИМ-авиа". По информации "Коммерсанта", предупреждение вынесено девяти из 11 авиакомпаний (всем, кроме "Сахалинских авиатрасс" и "Мирнинского авиапредприятия").
В любом случае, глава Росавиация Геннадий Курзенков успокаивает, что таких проблем, как у калининградского перевозчика "КД Авиа", ни одной из этих компаний нет. Что касается "КД Авиа", то с сегодняшнего дня, 14 сентября, Росавиация аннулировала сертификат эксплуатанта авиакомпании "КД Авиа". Перевозчик еще с 1 сентября прекратил продажу билетов на свои рейсы, 3 сентября инициировал процедуру банкротства, с 5 сентября перевозку большинства его пассажиров осуществляют сторонние перевозчики.
Как пишет Деловая сеть, согласно статистике Центробанка за первые шесть месяцев, авиаперевозчики являются самыми злостными неплательщиками в России. Просроченная задолженность авиаторов за это время составила 7,2% при среднем показателе 4,5%. По данным на июнь, ГТК "Россия" должна 5,1 млрд рублей, "Владивосток авиа" - 1,6 млрд рублей, "Сахалинские авиатрассы" - 169 млн рублей, указывается в презентации "Росавиации". Однако в отчете уточняется, что проблемы этих компаний не в размере задолженности, а в рентабельности.
К тому же, многие авиакомпании начали расплачиваться с долгам. Так, "Аэрофлот-Дон" полностью выплатил задолженность Альфа-банку. "ВИМ авиа" погасила более половины от 300 млн рублей просроченного кредита. Реструктурировали просроченные долги также в ГТК "Россия" и "Трансаэро".
Пока Росавиация проверила финансовое состояние небольших российских авиакомпаний. Однако исключений сделано не будет ни для кого. Ведомство намерено устроить такую же проверку и крупным перевозчикам, в частности, "Сибири", "Трансаэро", "ЮТейр" и, возможно, "Аэрофлоту" в следующем месяце - октябре, по данным "Коммерсанта".
В Sky Express возмущаются, что в Росавиации не разделяют текущие и просроченные долги, не сравнивают долговую нагрузку с выручкой компаний. Между тем, опасения ведомства вполне обоснованы: эксперты не раз говорили о возможных новых банкротствах авиакомпаний осенью с наступлением низкого сезона. С другой стороны, говорят эксперты газеты, называя имена нерадивых авиакомпаний, Росавиация пугает пассажиров, и это, несомненно, скажется на продажах билетов.