Необходимость проведения данного мероприятия вызвана высокой аварийностью на автотранспорте и принятием мер по предупреждению преступлений террористической направленности. Так, в 2009 году в Архангельской области зарегистрировано 1576 (+7,7%) дорожно-транспортных происшествий, виновниками которых стали водители транспортных средств. В указанных ДТП погибло 139 (+11,2%) и получило травмы 2064 (+5,3%) человека.
Порядка 30% происшествий совершены в темное время суток и имеют высокую тяжесть последствий. Одной из причин этого является практика эксплуатации транспортных средств с превышением установленных ГОСТ 5727-88 «Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия» норм светопропускания автомобильных стекол.
В соответствии с изменением № 3 к ГОСТ 5727-88, введенным в действие с 01.01.2002 г., светопропускание стекол, обеспечивающих видимость для водителя, должно быть не менее 75% - для ветровых стекол; 70% - для передних боковых стекол, включая: стекла передних дверей; светопропускание прочих стекол не нормируется.
При выявлении фактов эксплуатации транспортных средств со стеклами, светопропускание которых не соответствует требованиям ГОСТу 5727-88, нарушитель будет привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Не уйдут от ответственности и должностные лица автотранспортных предприятий, осуществляющие выпуск на линию транспортных средств, имеющих неисправности, с которыми запрещена эксплуатация (ч.2 ст. 12.31 КоАП РФ).
Информационно-справочные материалы о требованиях к тонированным автомобильным стеклам
Светопропускание стекол автотранспортных средств должно соответствовать ГОСТу 5727-88 «Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия».
С 01.01.2002 г. ГОСТ Р 51266-99 «Автомобильные транспортные средства. Обзорность с места водителя. Технические требования. Методы испытаний» ввел понятия «нормативное поле обзора П» и «передняя обзорность», а также установил требования к обзорности с места водителя в пределах нормативного поля обзора П.
ГОСТ Р 51266-99 дает следующие определения терминам «нормативное поле обзора П» (рис. 1) и «передняя обзорность»:
«нормативное поле обзора П - условное поле передней обзорности в 180 градусном секторе, расположенное между горизонтальной плоскостью, являющейся верхней границей поля и проходящей на уровне глаз водителя, и тремя другими плоскостями, составляющими в совокупности нижнюю границу поля;
передняя обзорность - обзорность через передние и боковые окна кабины. ограниченная полем зрения водителя, равным 180* в горизонтальной плоскости, при направлении линии взора с места водителя параллельно средней продольной плоскости АТС.».
После вступления в силу указанного ГОСТ Р 51266-99 было введено в действие изменение № 3 ГОСТ 5727-88, в котором также введено понятие «нормативное поле обзора П», а норма светопропускания 60% исключена.
В настоящее время ГОСТ 5727-88 предусматривает следующее:
«2.2.4 Светопропускание стекол, обеспечивающих видимость для водителя, должно быть не менее:
75% - для ветровых стекол;
70% - для стекол, не являющимися ветровыми, входящих в нормативное поле обзора П, определяющее переднюю обзорность.
Светопропускание остальных стекол не нормируется...».