Теперь при ДТП владельцы машин смогут обращаться за выплатами уже в свою страховую компанию, а не в компанию виновника аварии. Собственно, этот механизм работает в России уже с весны этого года, когда и были приняты поправки. Но распространялся он не на всех. С 1 ноября система должна заработать в полную силу.
Это называется «прямое возмещение убытков». Не важно, кто в кого въехал, деньги за покореженную машину участники аварии получат каждый в своей страховой компании. Такое новшество появилось в законе об ОСАГО еще этой весной, но, по сути, не работало. Пользоваться привилегией могли только те, кто купил полис после 1 марта этого года. С ноября механизм станет обязательным для всех. Автомобилисты, наконец, вздохнут с облегчением, радуется лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков: «Вам не надо искать страховую компанию виновника, зачастую она может вообще не иметь филиала в вашем городе, а быть неизвестно где, в дальнем регионе. То есть всем занимается, как и должно быть, страховая компания, которой вы заплатили деньги. Для страховой компании - это, конечно, дополнительный объем работ».
Вырастут не только объемы, но и расходы, вздыхает заместитель гендиректора страховой компании «Ресо-Гарантия» Игорь Иванов. С марта его компания выплатила деньги по новой системе только 3 тысячам автомобилистов. А всего к началу октября страховщики возместили ущерб напрямую всего 9 тысяч раз на сумму 224 с лишним миллиона рублей. По сравнению с выплатами по старой системе, где только за месяц число заявок превышало 160 тысяч, это почти мизер, говорят эксперты. С 1 ноября эта цифра может вырасти вдвое - ведь по новой системе страховщикам придется в любом случае сначала платить, а только потом искать страховую компанию виновника аварии и взыскивать с нее сумму. Резервы тают, бонусы и скидки аккуратным водителям, наоборот, растут. Платить за такое удобство придется самим автомобилистам, говорит Игорь Иванов: «Полис неизменно будет дорожать. Сейчас идет очень напряженный анализ, расчеты, с тем, чтобы выйти на те лимиты и на ту стоимость полиса, которая была бы адекватна нынешней экономической ситуации, нашему автопарку и платежеспособности нашего населения».
Впрочем, автомобилисты не уверены, что правительство одобрит повышение стоимости ОСАГО. Страховщики добиваются его уже третий год, и пока безрезультатно, утверждает Вячеслав Лысаков: «Ну, этот "плач Ярославны" мы уже давно слышим, что надо повысить. Но денег, тем не менее, у них достаточно. По данным Росстрахнадзора, выплаты вообще за все годы не превышали 56- 53%, это условный уровень убыточности. Хотя законом определено, что страховщики обязаны выплачивать 77% собранных средств, а 23% оставлять себе. А они не 77 отдают, а около 60. Поэтому там ресурс есть».
Однако цена на полис - не самая большая головная боль страховщиков. Переход на новую систему сулит налоговые проблемы, говорит Игорь Иванов. Дело в том, что сейчас по ОСАГО страховщик выплачивает своему клиенту одну сумму, а потом получает со страховой компании виновника совсем другую.
«Налоговым законодательством это может трактоваться иначе. И если страховая компания будет получать от другой страховой компании сумму большую, чем выплатила по данному конкретному страховому случаю, это может трактоваться как доход, как прибыль и облагаться налогом. Что разрушит всю систему прямого возмещения», - рассуждает Иванов.
Страховые компании надеются все успеть уладить до ноября. А именно: добиться от правительства повышения цены на полис и договориться с налоговиками. В противном случае, новая система возмещения убытков может обернуться сплошными убытками для всех, сообщает «Вести.ру».