Президент фонда "Индем" Георгий Сатаров так прокомментировал законопроект изданию «КоммерсантЪ»: «Полный запрет на получение подарков ничего не меняет и не имеет никакого отношения к борьбе с коррупцией". С ним согласен депутат и член комиссии Госдумы по законодательному обеспечению противодействия коррупции Геннадий Гудков. "Подарки — это позапрошлый век. Запрещая их, мы пресекаем только самый низовой уровень коррупции, забывая о действиях первостепенной важности, таких как усиление парламентского и гражданского контроля за работой госкорпораций, через которые проходят миллиарды долларов".
Напомним, что накануне на сайте Генпрокуратуры РФ появилось сообщение о разработке нового законопроекта по борьбе с коррупцией, рекомендованного Группой государств против коррупции (ГРЕКО). В опубликованной на сайте ведомства статье глава управления Генпрокуратуры по надзору за исполнением законодательства по противодействию коррупции Александр Аникин отмечает, что Россия стала членом ГРЕКО, ратифицировав конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. Ряд рекомендаций ГРЕКО, по его словам, уже выполнен. Так, Минздравсоцразвития внесло в правительство РФ законопроект, запрещающий дарить подарки депутатам, членам Совета федерации, сотрудникам Счетной палаты, избиркомов и госчиновникам всех уровней, а также служащим Банка России.
Подарки, полученные таким путем, поясняет господин Аникин, будут признаваться федеральной, региональной или муниципальной собственностью и передаваться по акту в орган, в котором госслужащий замещает должность. Напомним, что новый антикоррупционный закон, подписанный президентом РФ Дмитрием Медведевым 25 декабря 2008 года, установил максимальную стоимость разрешенного подарка — 3 тыс. руб. Изначально планка была еще выше и составляла 5 тыс. руб., но в ходе обсуждения в Госдуме она была снижена.
Представитель Генпрокуратуры также отмечает, что в соответствии с рекомендациями ГРЕКО потребуется также ужесточение уголовного законодательства в сфере конфискации доходов от любых коррупционных преступлений и преступлений, которые могут быть связаны с коррупцией. Господин Аникин указывает на необходимость введения института конфискации in rem, применяемой в случае, когда обвиняемого нельзя привлечь к уголовной ответственности, но доказано, что его имущество приобретено в результате коррупционных актов. ГРЕКО также предложила поощрять аудиторов, адвокатов, нотариусов и других лиц, профессионально оказывающих консультационные и юридические услуги, информировать уполномоченные органы о подозрениях в коррупции.