Или кто-то ждёт чуда. Вдруг, несмотря на все заключения экспертов и физические законы, в каютах «Булгарии» сохранились воздушные пузыри? А что, у нас же страна чудес. Или, всё-таки поле чудес в Стране дураков? Что-то я совсем запутался...
Десять дней рвут душу кадры рыдающих на причале родителей. Тех, кто спасся, а их дети - нет. Тех, кто отправил своих малышей в круиз выходного дня вместе с бабушками-дедушками. Ну, что ещё может быть безопаснее лёгкой прогулки по пресной воде? Ни-че-го, загляните в мировую статистику катастроф. Однако, судьба. Я не представляю, как эти плачущие папы смогут жить с таким грузом дальше. Сочувствую, но не представляю...
Убитых страшным горем родителей можно понять, они готовы обвинять любого, на кого ни укажи. А на кого указали в первые часы после катастрофы? На капитанов судов, проплывших мимо тонущих людей. Их имена общеизвестны - капитана судна «Арбат» Юрий Тучин и капитан судна «Дунайский 66» Александр Егоров войдут в новейшую историю России, как неоказавшие помощь терпящему бедствие теплоходу. Одного уже арестовали, будет следствие. Дойдёт ли дело до суда - неизвестно. Если и дойдёт, не факт, что присяжные (суд будет именно таким, вот увидите) вынесут обвинительный вердикт. Если и вынесут - надолго ли имена этих капитанов будут покрыты позором? Помните, как сажали обвиняемых в катастрофе теплохода «Новороссийск» или руководство Чернобыльской АЭС? Прошло не так много лет, власть сменилась, и их вина оказалась совсем незначительной. Другое дело, насколько виноват тогдашний политический режим, понятие донельзя абстрактное. Зато у конкретных людей отобрали жизнь, карьеру, здоровье. Так всегда поступают со «стрелочниками» и «козлами отпущения».
Неужели судебные ошибки ничему не научили? В первые же дни после катастрофы «Булгарии» на государственных телеканалах выступали профессионалы в речном судовождении, объяснявшие на пальцах, что в то время суток и в тех погодных условиях заметить с капитанского мостика находящихся в воде людей маловероятно. Это же не море-океан, где на каждом корабле несёт вахту «вперёдсмотрящий», подобной подлости от матушки-Волги просто не ждали. Почему СКП не прислушался к мнению речных профи, ведь известно, что выйти из российского СИЗО на несколько порядков сложнее, чем туда попасть? Наверное, спешили предъявить обществу таких виновных. А то оно, общество, ещё о реальных задумается...
Впрочем, никто из спасшихся с «Булгарии» не утверждал, что проплывавшие мимо капитаны приветственно помахали им фуражками. Речь шла о людях, фотографировавших тонущих с бортов. Вот в это я верю. Увидели необычное, щёлкнули мобильниками и даже не догадались оповестить, кого следует. Кто-то из природного равнодушия - «зарплата не та, чтобы вмешиваться», а кто-то просто не врубился, что происходит. Разве мало среди нас таких тупых и не любопытных?
То, что команда «Булгарии» вела себя «как-то не так», мне стало ясно по первым спискам спасённых. У служивых на одного утонувшего - два выживших, у пассажиров пропорция совсем иная. Потом пошли свидетельства, как матросы и обслуга теплохода отталкивали тянущиеся к плавсредствам руки, первыми рвались спасаться.
Сегодня идут разговоры о непрофессионализме личного состава, о случайных людях на борту. Получается, им хватило опыта спасать свои шкуры, но не на помощь пассажирам. Нет, здесь дело в самосознании. Понятно, что не каждый знает, как поведёт себя в экстремальной ситуации. Но наше поколение воспитывалось в постоянной готовности к подвигу, к самопожертвованию - «сам погибай, а товарища выручай». В повседневной жизни оно и ни к чему, зато во время беды...
Хотя мне тут же вспоминаются свидетельства очевидцев со знаменитого пожара в гостинице «Россия» середины 70-х гг. прошлого века. Не те, что публиковались в партийной прессе, а реальные, лежащие на дне ящиков следователей по этому делу. Комсомольцы из гостиничного ПНД бежали к выходу по головам упавших на лестнице постояльцев. А ведь тоже на примере рядового Матросова воспитывались. Гнилое нутро можно встретить при любом режиме.
Впрочем, первыми на заклание пойдут те, кто организовывал злополучный круиз. Уже арестованы и допрашиваются гендиректор ООО «АргоРечТур», субарендатора «Булгарии», Светлана Инякина и старший эксперт Камского филиала Российского речного регистра Яков Ивашов, подписавший свидетельство о готовности судна к эксплуатации. О владельце судна, некоем Мише Канадском, бывшем волжском «братке», ныне почтенном члене «Единой России» (кто бы сомневался), пока громко не говорят - какое пятно на предвыборный лик партии власти!
Но давайте смотреть правде в глаза. Если произошедшее с «Булгарией» действительно цепь поистине роковых обстоятельств, то катастрофа на пресной воде ещё один тревожный сигнал тому, что большой многопалубный корабль «Россия» движется не по тому маршруту...
Так случилось, что в начале 90-х я вместе с камерой прошёл на кораблях такого же класса, что и «Булгария», практически по всем крупным рекам нашей страны, снимал те самые круизы. Да, тогда они были поновее сегодняшних почти на 20 лет, плюс запас советской прочности. Однако специалисты в кораблестроении говорят, что за этот срок деформация судов в пресной воде отнюдь не критическая. Может, перегруз и был, но лишних двадцать-тридцать человек на борту, что слону дробина. И вообще, там всё гораздо проще и безопаснее, чем на море. Разве кто-то испытывает страх, садясь на столетний колёсник «Н.В. Гоголь», который сегодня чья-то быстрая рука поспешила занести в чёрный список «плавучих гробов» под номером один? Разве что, благоговейный трепет перед историей...
Но, с другой стороны, если нас так усиленно убеждают сегодня в преступном сговоре бизнесменов и халатности речников, почему не были приняты упреждающие меры? Сколько у нас федеральных органов по стране разбросано, всяких «надзоров», тысяча или уже больше? Их дело проверять, их обязанность запрещать к эксплуатации. Но разве есть на Западе какой-нибудь «Франстехнадзор» или нечто подобное? Нет, там любой хозяин отвечает за безопасность своим бизнесом и личной свободой, а членство в партии действующего президента не является индульгенцией.
Но, и это главное, любой американский или европейский турист с подозрением отнесётся к подозрительно дешёвым билетам в круиз. Он что, рекламный? В самый пик навигации и отпускного сезона - вряд ли. Нет желающих покататься по реке? Смотри пункт первый. Мы просто привыкли к тому, что бизнесмены всячески уходят от налогов, поэтому продают «левые билеты». Когда я закупал оборудование для тверского развлекательного центра, мне, как само собой разумеющееся, сходу предложили кассовые аппараты, чья память обнулялась одним нажатием кнопки (можно скрыть от налогов любую сумму). И все проверяющие органы были в курсе, своё добирали в частном порядке. Такова система, а против неё переть бесполезно. Когда «Булгария» уже лежала на дне, от пристани в Казани отчалил такой же теплоход с такими же «недоработками». Жизнь продолжается...
Сколько сэкономили туристы на билетах? Уверен, не больше нескольких сотен. Но для наших людей и это деньги, плюс память о вечной социалистической экономии в ущерб комфорту и безопасности. Неуверенность в завтрашнем дне, многие покупают билеты в плацкарт, хотя могут позволить себе СВ. Такая вот наука выживания.
А ещё мы несколько раз в день из всех щелей слышим заверения, что «Единая Россия», а теперь ещё и «Народный фронт» берут на себя всю полноту ответственности за жизнь в стране. Народ поверил, расслабился и... утонул.
Кто-то ответит за гнилой базар? Сомневаюсь...
Леонид Черток