Почем бюрократия для народа?
С 26 апреля начнут действовать новые тарифы на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом в пригородном и междугородном сообщении (постановление от 9 апреля 2004 года № 67). В постановлении приведены предельные расценки за один пассажир/км и за одно занимаемое багажом место. Также в документе сказано, что «плата за проезд пассажиров в пределах городов, населенных пунктов взимается по тарифам, установленным органами местного самоуправления на перевозки пассажиров и багажа общественным транспортом в городском сообщении». Все бы было хорошо – на межгороде стоимость проезда устанавливает область, внутри города - муниципалитет, если бы ранее, 10 марта, не появилось постановление № 47 «О внесении дополнений в Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым администрацией области осуществляется государственное регулирование тарифов и надбавок». В приложении к этому постановлению сказано, что к перечню услуг, регулируемых областью, относится и «перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении». Тем самым из недр областной администрации с разницей в месяц были исторгнуты два постановления, подписанные одним и тем же исполняющим обязанности Главы администрации Александром ПОЛИКАРПОВЫМ, противоречащие друг другу.
Проследим генезис этих противоречий хотя бы с 1998 года. В областном законе № 81-17-ОЗ от 8 июля 1998 года «О наделении органов местного самоуправления отдельными полномочиями в области государственного регулирования цен (тарифов)» в статье 2 обозначено «Органы местного самоуправления правомочны устанавливать и регулировать цены (тарифы) на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении по маршрутам, установленным нормативными правовыми актами органов местного самоуправления». Тем самым областная власть наделила муниципалитет правом решать свои внутренние транспортные вопросы самостоятельно. Потом вышло постановление № 131 от 3 июля 2002 года, где были установлены предельные тарифы для перевозки пассажиров и багажа (подписано Поликарповым). В нем так же подтверждено право муниципалитетов «плату за проезд пассажиров в пределах городов, населенных пунктов взимать по тарифам, установленным органами местного самоуправления на перевозки пассажиров и багажа общественным транспортом в городском сообщении».
В это же время в областном суде принималось одно интересное решение, которое вступило в силу только 24 декабря 2003 года, после подтверждающего определения Верховного суда РФ. А звучит это решение так: «Признать закон Архангельской области «О наделении органов местного самоуправления отдельными полномочиями в области государственного регулирования цен (тарифов)» № 81-17-ОЗ от 8 июля 1998 года недействующим со дня его принятия, т.е. с 08.07.1998, а также других нормативных правовых актов, основанном на признанном недействующем законе».
Вслед за этим областной власти срочно пришлось пересматривать свое предыдущее решение и принимать новое. Так появился еще один документ № ДЭ-08-337 от 26 марта 2004 года, подписанный директором департамента экономического развития Архангельской области Владимиром КОЛОМЕНЦЕВЫМ. В этом документе, ссылаясь на решение суда и уже упомянутое нами постановление № 47, речь уже идет о том, что областная власть регулирует цены и тарифы на услуги и товары.
Вот мы и подошли к злосчастному 67-му постановлению. Сравнив его содержание с постановлением № 131 (читай выше), мы не нашли ни одного отличия, кроме новых расценок, ради которых и подписывался документ. Чиновник, взяв за основу старый, уже не действующий документ, не удосужился даже проверить юридическую правильность содержания. Вроде и проблем нет, бумаги в администрации много, выпустят дополнения или изменения. Но в настоящее время по вине областной администрации создан правовой парадокс, из-за которого предприятия-перевозчики не могут решить, какие цены им устанавливать на внутригородских маршрутах.
Глеб РЯЗАНЦЕВ