А вот общая численность населения области за 8 месяцев 2012 года сократилась на 6,6 тыс. человек, или на 0,5%. Виной тому миграционная убыль, за восемь месяцев текущего года она увеличилась на 9,2%. Кто-то к нам тоже приезжает, их число возросло на 2.2 тысячи по сравнению с аналогичными показателями прошлого года, но уезжает значительно больше. Интересно, что же такого ужасного творится там, откуда к нам приезжают?..
Что у нас растёт махровым цветом, так это подростковая преступность. Аж на 45 %! Причины известны: неблагополучие семей, алкоголизация населения, безверие в перспективы и т.д. В общем, всё то, что характеризует любой отстойный регион, который не живёт, а выживает. И уезжают отсюда не те, кто входит в упомянутые 45 %, им хорошо везде, где есть спиртосодержащие жидкости. Уезжают как раз самые благополучные, кто с головой дружат. Если помните, в советское время жители бесперспективной глубинки пытались изменить свою жизнь, оставаясь после армии жить там, где служили, или устраивались в Москве по лимиту. Среди них иногда попадались ещё те экземпляры, недаром в столичной милиции отмечался переизбыток подонков (что остаётся нехорошей традицией по сей день, но это уже издержки самой профессии). Сегодня такой халявы нет, в большие города едут учиться, чтобы уже никогда не вернуться назад. Их места занимают те, кто похуже.
Как с этим бороться? Архангельское отделение Пиратской партии России бодро предложило губернатору Орлову... завести свой блог в Живом Журнале. Мол, поделитесь опытом, Игорь Анатольевич, расскажете, как легко дослужится от инженера-судоремонтника до главы региона, глядишь, молодёжь и воспрянет духом. Нет, все-таки, кто от нас точно не уезжает, так это клоуны и придурки...
Зато покидают область деятели искусств. На минувшей неделе израильские интернет-сайты разместили интервью с главным режиссёром Архангельского драматического театра им. М.В. Ломоносова Петром Орловым (полный текст: http://www.rusnord.ru/2012/1/31609), в котором он признаётся в любви к городу и его людям. В губернаторы, кстати, не рвётся, называя себя человеком театра, без чиновничьих амбиций. Интервью это было дано к предстоящим гастролям на Землю обетованную. Помню я, помню, что наш Архангельск с их Ашдодом города-побратимы, но, судя по тону интервью, и режиссёр Орлов для Израиля что-то значит.
Только почти одновременно с интервью за здравие в нашей прессе («Бизнес-класс Архангельск») выходит интервью за упокой с тем же человеком. В нём главный режиссёр Орлов жалуется на главу региона Орлова, что тот его попросил написать заявление об уходе. Причина? Из режиссёрской версии следует, что токмо по воле главной боярыни области Орловой. Мол, не сошёлся характерами Пётр с новым директором театра, некогда ведавшей в Котласском районе отделом культуры. Которая, на его беду, оказалась душевной подругой первой леди (или барыни, что-то я начал путаться), за что, собственно, и была поставлена рулить храмом Мельпомены.
Сразу оговорюсь, некоторые моменты в интервью с Орловым мне кажутся сомнительными. Например, когда он говорит, что артисты театра считают его увольнение катастрофой для себя. Я сам вырос в женской гримуборной одного из московских академических театров, и эту братию знаю, как облупленную. Актёр, особенно театральный, он такой - ему увольнение вышестоящего или даже партнёра по сцене, что сталевару 13-ая зарплата, вспомните, хотя бы, грустные истории Любимова и Эфроса (масштаб - не чета орловскому). Или посмотрите фильм «Упражнения в прекрасном» (http://www.rusnord.ru/2012/2/31463), там тоже актёрская сущность препарирована. Наверное, Петру Гарриевичу очень хотелось, что бы оно так было, но, увы.
Или его же рассуждения о финансовых возможностях Архангельского драматического, типа, театр может держаться на плаву без каких-либо аншлагов. Да ни один провинциальный театр не выживает без сторонней помощи, будь то спонсорские деньги, помощь от властей или гранты - это аксиома. Я не один раз писал о том, что во времена Дзюника в Петровском парке царило полное безобразие, храм искусств превратился в разгоночную площадку для дешёвой попсы (вкусы тогдашнего директора театра и руководства областью). Но писал так же и о том, что, если вгрохали миллиард в помпезный ремонт, то логично будет пустить миллионы на поддержание достойного сценического уровня. Что такого - один губернатор кино любил, другой театр...
Но одновременно я понимаю и сочувствую режиссёру Орлову, столкнувшемуся с мелкой чиновницей от культуры, за спиной у которой вся мощь поддержки областной власти. Человеком, по понятным причинам далёким от особого мира кулис, не знающим всех нюансов внутренних театральных процессов и взаимоотношений. В Центральном театре Советской Армии тоже был не директор, а начальники в погонах, назначаемые приказом по Министерству обороны. Можете себе представить их уровень и чувство прекрасного. Хорошо, если по утрам актёрский состав строевой не заставлял заниматься, имел место прецедентный случай.
Но главный трагизм ситуации в том, что, по словам режиссёра Орлова, выходит - наш губернатор Орлов ни кто иной, как подкаблучник. Это для области нечто новое. Видел я жену Ефремова Марию, тихая и смиренная, несущая свой крест. Жену Киселёва, по-моему, вообще мало кто видел, как ни стараюсь, не могу её вспомнить внешне. Потом нас много пугали неуёмной энергией Жанны Арнольдовны Михальчук, до этого якобы подмявшей под себя весь бизнес богатенького Якутска. Но здесь она тихо отсиделась за высоким забором секретной базы в Бабонегово, мечтая о крокодиловой ферме (моя первоапрельская шутка). И вот новая напасть, доселе неведомая. Сдюжим ли?..
Ладно, без театрального режиссёра Архангельская область как-нибудь переживёт. Но что делать с нашими моряками, которые вот-вот останутся без работы? В первый же свой приезд в Архангельск я узнал, что это город доски, трески и тоски. Теперь с доской сами знаете как, лесозаводы банкротят через одного, треска уходит вместе с Архангельским траловым флотом, с чем остаёмся? Совсем скучно станет...
Насколько я понимаю, главная причина трагедии АТФ в выделяемых ему рыбных квотах. Из-за них, кстати, когда-то был убит в центре Москвы магаданский губернатор Цветков, не желавший ни с кем делиться. А не из-за колымского золота, как доказало следствие, рыбка поценнее драгметалла будет. С квотами этими примерная оценочная цена нашего тралфлота (первого в России, на секундочку, это исторический факт) 4.6 млрд. рублей. Не такие уж сумасшедшие деньги, если разобраться, на них даже микрорайон не построишь. А всё потому, что суда наши внешне больше подходят под декорации «Кладбища погибших кораблей».
Но тралфлот не только абстрактные квоты и груда металла, бывшего в употреблении. Это, прежде всего, люди, работающие на нём или рядом с ним, АТФ является образующим предприятием для двух районов Архангельска. Куда людям деваться? Переезжать в более удачливые морские города. Или пополнять списки маргиналов - рыбацкая душа без моря сохнет. Вот бы бывшему корабелу Орлову вступиться за представителей родственной специальности, поехать в Москву, поднять шум на самом высоком уровне, например, в кабинете у Медведева. А то - блог, смех на палке...
Есть поговорка: «Живы будем - не помрём!». Хороша она была в период военного коммунизма. Сегодня хочется не просто выживать, но и жить хорошо. Причём желательно там, где родился...
Леонид Черток
Фото http://vk.com/photo-36527344_290360457