Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Образование: Школа и совесть

Недавно в Госдуме состоялся правительственный час, на котором обсуждались наболевшие вопросы, возникшие в ходе подготовки ко второму чтению нового закона «Об образовании». Особый резонанс вызвала инициатива создания в школах молитвенных комнат. Широкое обсуждение нашло также предложение о введении единой школьной формы. 

Выступивший на правительственном часе в Госдуме министр образования и науки Дмитрий Ливанов одобрил предложение о введении единой школьной формы. «Мы не просто поддерживаем, а будем активно заниматься продвижением данного проекта». Ливанов полагает, что эти требования должны быть закреплены на федеральном уровне, а виды школьной формы могут разрабатывать регионы. По его словам, это необходимо для того, чтобы школьники не ощущали дискомфорта от социальных и иных различий в стенах учебного учреждения. «Цель - чтобы в школе дети ощущали общность, чувствовали, что они часть единого коллектива», - подчеркнул министр. При этом он как бы забыл, что новый виток спор о единой форме получил после скандала с ношением хиджабов в школе. Что же  касается «социальных различий», то они легко достигаются при помощи аксессуаров, например, мобильных телефонов. Или даже марки машин, на которых ездят родители школьников. Утверждаю это, как отец четвероклассника.

Впрочем, сам министр Ливанов очень скоро дезавуировал своё высказывание о равенстве другим.  Он публично, заявил, что 20-30 тысяч зарабатывают «педагоги невысокого уровня», в то время как у «специалистов» уже сейчас есть возможность получать вдвое больше. Такой невысокий оклад, по мнению министра образования, имеют преподаватели, работающие на почасовой ставке или не имеющие высокой квалификации. Если вникнуть, то глава Минобраза лишь слегка перефразировал известное высказывание строительного магната Сергея Полонского о своём выборе друзей: «Все, кто имеет меньше миллиарда, идите в жо...». Много ли читатель знает учителей, особенно в глубинке, получающих больше 30 тысяч (сумму, которую и у меня язык не повернётся назвать «мелочью»)? Получается, что, по мнению министра, у нас целая армия специалистов «невысокой квалификации». Им что теперь, всем удавиться от сознания собственной ущербности? Или проще убрать с глаз долой одного разборчивого главу федерального ведомства? Пусть докажет свою профессиональную состоятельность простым учителем в сельской школе, а уж потом пальцы крючит...

Но главный разговор в этом материале о другом. В вопросе о молитвенных комнатах до единодушия далеко, в том числе и среди депутатов. Такие комнаты могут появиться в школах в соответствии с поправками в закон «О свободе совести и религиозных объединениях», принятыми Госдумой в первом чтении параллельно с правительственным законопроектом «Об образовании в РФ». Эти поправки предполагают, что школам будет разрешено предоставлять религиозным организациям помещения для молитв и религиозных обрядов. Однако принимать такое решение образовательное учреждение будет в том случае, если имеется ходатайство со стороны учащихся и их родителей. По словам первого зампредседателя Комитета по образованию Госдумы Владимира Бурматова, поправки были инициированы Московской патриархией. При этом Бурматов предупреждает, что потребность в создании таких комнат для него неочевидна, так как, кроме Московской патриархии, с такими предложениями никто не обращался.

По мнению же члена Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ Александра Игнатенко, молитвенных мест для разных религий в России не будет. «В одной школе будет, предположим, православная молельная комната, в другой - какая-то иная. Появится дискриминация в отношении тех учеников, чьи семьи не исповедуют эти религии, тем более, если их мало и они являются меньшинством». По словам Игнатенко, «государственная школа должна воспитывать дух единства у всех с разным отношением к религии вне зависимости от национальности», а появление молельных комнат может привести к тому, что «детей будут разделять на представителей разных религиозных направлений».

В то же время глава Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов заявил в интервью после правительственного часа, что поправка в законодательство о возможности выделения школьных помещений под молельные комнаты, вероятно, будет скорректирована во втором чтении. То есть, есть большие шансы на то, что такие комнаты при школах появятся в обозримом будущем.

Нилов напомнил, что в середине октября был принят в первом чтении законопроект «Об образовании в РФ». Вместе с ним был принят и сопутствующий законопроект, вносящий изменения в отдельные законодательные акты. В том числе была принята поправка в закон о свободе совести, которая предусматривает для администраций школ возможность предоставлять помещения для религиозных мероприятий по просьбе родителей или учащихся (ряд СМИ сообщил, что речь идет о молельных комнатах). 

Кое-что разъяснила руководитель юридической службы Московской патриархии инокиня Ксения (Чернега). По её словам, Минобрнауки предлагает, в частности, внести изменения в статью 16 закона о свободе совести.

«Суть поправки заключается в том, что богослужения и религиозные обряды могут проводиться в зданиях религиозного назначения, расположенных на территории государственных образовательных учреждений, а также в помещениях, которые специально выделяет администрация организации по просьбе учащихся и их родителей», - сообщила представительница РПЦ.

При этом она отметила, что речь идёт о передаче церковных зданий, которые были построены ещё в дореволюционное время и в настоящее время используются государственными образовательными учреждениями. По словам Чернеги, в этих зданиях могут быть возобновлены и проводиться богослужения.

В качестве примера инокиня привела домовый храм Святой мученицы Татианы, относящийся к МГУ, в котором в последнее время располагается Патриаршее подворье и регулярно совершаются богослужения. То есть  речь идёт об использовании культовых зданий по их целевому первоначальному назначению. Аналогичная практика уже давно существует в России в отношении больниц, тюрем, детских домов, домов-интернатов для престарелых и инвалидов и других подобных учреждений.

Вот тут лично у меня начинают возникать некие сомнения. Всё-таки больницы, дома инвалидов и, тем более, тюрьма - учреждения особые, располагающие к переосмыслению и покаянию. Да и в университетах учатся в том возрасте, когда появляется некий жизненный стержень, убеждённость в правильности выбранного пути, в чём не повредит духовная подпитка. После 20-ти, особенно в наше время, молодые люди в основной массе определяются в своих отношениях с религией - верующие они, агностики или атеисты. В школе же мы имеем дело с пластилином. Материал сей настолько податлив, что можно по неосторожности слепить совсем не то, что задумывалось - вместо скромного раба Божьего воинствующего клирика, типа «православных хоругвеносцев», у которых основной аргумент в спорах кулак плюс большая националистическая составляющая. Или другая крайность - воинствующего атеиста. Из тех детей, которым не повезло с наставником, и которые возненавидели навязываемый им Закон Божий хуже алгебры...

Насколько я понимаю, поправка о «молельных комнатах» будет распространяться на все общеобразовательные учреждения Российской Федерации. Не сомневаюсь, что её с воодушевлением встретят во всех мусульманских республиках, особенно, кавказских. А вот аналогичные комнаты для православных там будут пустовать. Как и комнаты для мусульман в русских школах. По одной на всех причине - из банального чувства самосохранения, нежелания выделяться. А иудеям так вообще особая комната не нужна, они могут молиться в душе, не привлекая внимания, Тора это допускает.

Но главная засада в том, что кое-кто из детей, оказавшись в дружном коллективе представителей другой конфессии, может под влиянием друзей принять их религию из банального и объяснимого желания не становится белой вороной и не выпасть из общей тусовки. Представляете, какие за этим последуют семейные трагедии?

Если же говорить о культовых зданиях, находящихся на территориях учебных учреждений, тут надо прямо сказать - МГУ повезло с его историей. А, например, ВГИКу нет, кинематограф пришёл в Россию почти параллельно с тотальным безбожием. Получается, одним студентам есть, где молиться без отрыва от учебного процесса, а другие так походят? Неравенство налицо. Наверное, ещё остались в России школы с дореволюционным прошлым, в которых до 17-го года существовали комнаты для молитв. Но сколько их в масштабе огромной страны?

Я остаюсь при своём мнении - школа и религия должны быть максимально разнесены в пространстве и во времени. Тем более? что я пока не встретил ни одного положительного отзыва о преподавании предмета «Основы православия». Надеюсь, у думских сидельцев мудрости хватит хотя бы на это.

Если уж на что-то более нужное её не хватает...

 

Леонид Черток

 

 


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Апрель 2024 (336)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)
Ноябрь 2023 (335)







Деньги


все материалы
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20