Новодвинский аппендикс
Не секрет, что в России местное самоуправление представлено двумя ветвями - исполнительной властью (администрация муниципального образования) и представительным совещательным органом (муниципальным Советом депутатов). И, что самое главное, администрация подотчетна Совету в целом комплексе вопросов, в первую очередь, политических и экономических. Хотя на местном уровне дифференцировать эти вопросы очень сложно, они переплетены в огромный гордиев узел. По сути, любое судьбоносное решение должно, по крайней мере, быть согласовано с депутатами. Полгода назад в Новодвинске народным представителям предложили на рассмотрение и утверждение новую структуру администрации города (14 марта 2004 года был переизбран мэр). Тогда исполнителем заказа администрации в разработке проекта структуры выступили сотрудники факультета государственного и муниципального управления Поморского государственного университета. Они разработали все - от графической системы до схемы процесса управления муниципалитетов и теми задачами, которые поставлены перед местным самоуправлением. Депутаты 6 мая предложенный вариант, конечно же со своими правками, утвердили.
Тогда, в мае 2004 года, депутатами горсовета в ходе обсуждения предложенной структуры администрации был сделан один, на мой взгляд, непростительный шаг. Они вывели за рамки своего интереса вопрос о создании НКО Фонда социальной поддержки, координационного совета деловых кругов и МУ «Хозяйственная служба мэрии». По сути, три эти объекта были отрезаны от предложенной схемы и забыты. Депутатская мотивировка проста - эти объекты не являются структурными единицами администрации. Их депутаты за прошедшие полгода если и обсуждали, то только кулуарно, не вынося на всеобщее обозрение.
Надо отдать должное расторопности новодвинского мэра Михаила ЮРЬЕВА. Из трех перечисленных объектов создан только один. Координационный совет деловых кругов мэром даже не заявлен. Вообще новодвинские предприниматели в администрации вместе еще не собирались. Некоммерческий фонд Юрьев создал. Хотя, по информации из самой мэрии, это было только заявление главы города. По сути же, фонд «Созидание» - блеф. По определению, фонд должен пополняться частными деньгами, а этого, по словам информированного источника в мэрии, нет и скорее всего не будет. Зато муниципальное учреждение, с молчаливого согласия городских депутатов, уже создано и носит громкое название МУ «Ремонтно-эксплуатационное предприятии» (РЭП).
Внедряя свою структуру администрации, в какой-то мере созданную под конкретных людей, новодвинский мэр разрушил ту систему управления, которая существовала годами. Яркий пример, непосредственно связанный с РЭП, - Управление образования, культуры и спорта (УОКС), переставшее существовать с 1 июля 2004 года. На его функциональное место пришли отдел образования, отдел физической культуры, спорта и туризма, отдел культуры, отдел молодежной политики и, как ни странно, РЭП. УОКС осуществлял управление всеми процессами в сфере образования, культуры и спорта Новодвинска, то есть осуществлял технический контроль за состоянием всех подотчетных учреждений (школы, детские сады, центры внешкольного образование и культуры), энергонадзор, комплексное целенаправленное снабжение, предоставлял транспортные услуги, методическое сопровождение и многое другое. Сейчас все эти функции рассредоточены по многочисленным отделам мэрии. По сути, функции управления сферой образования в Новодвинске из рук мэрии выпали. Теперь интересы каждой школы, каждого детского сада защищать в мэрии никто не будет, их руководителям придется самостоятельно биться во все двери администрации (я думаю, что на это способны единицы - ходить и унижаться, в надежде получить хоть какое-то дополнительное финансирование на реализацию маломальского проекта).
РЭПу перешли в наследство от УОКСа функции контроля и эксплуатации помещений и оборудования учреждений социальной сферы Новодвинска. Но в той форме, в которой это предприятие создано, реально выполнить можно только малую часть. К примеру, энергонадзор - функции единого контроля со стороны мэрии, как учредителя всех бюджетных соцорганизаций, за эксплуатацией энергетического оборудования - выпал. В Новодвинске только в учреждениях образования более 700 единиц торговотехнического оборудования, за которыми необходим постоянный контроль, который РЭП не в состоянии осуществлять. Это чревато в будущем повышением аварийности электрооборудования.
РЭП, как частичный приемник УОКСа, должен был войти в схему финансовых взаимоотношений бюджета, школ и подрядных организаций. Ранее бюджет переводил целевые деньги на осуществление конкретных мероприятий, школа, осуществляя ремонт, нанимала подрядчиков и расплачивалась с ними этими деньгами уже как Заказчик работ с Исполнителем. Но и сейчас эта же схема сохранилась - Бюджетный Кодекс никто не отменил с приходом Юрьева в мэры. А РЭП не вписался в эту схему. Максимум, на что он оказался реально способным, - получить векторное финансирование зарплаты своих работников. И все. Вообщ,е в бюджете 2004 года не прописано ни одной копеечки на МУ РЭП , так как его при формировании финансового документа этого года не существовало и даже появление не планировалось. Сейчас РЭП не работает! Сотрудники предприятия ничего не делают, что приводит к потере профессиональных навыков. Как стало известно ИА «Русский Север», в настоящее время РЭП не имеет финансовой возможности даже зарегистрировать имеющийся автотранспорт. Школы готовятся к зиме без участия РЭПа. В этой ситуации потерялся смысл создания предприятия, и, по всей видимости, у городских депутатов тоже.
Вернемся к обещанному вопросу, который планируют рассмотреть новодвинские депутаты на предстоящей сессии. Нардепам предстоит утвердить порядок принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений в Новодвинске. Как сообщил один из новодвинских депутатов, этот вопрос инициирован горсоветом, и связано это как с их желанием привести в соответствие нормативно-правовую базу муниципалитета с федеральной, так и с недопущением повторения проблемы РЭПа. Через полгода депутаты вспомнили о том, что осталось у них за спиной. Их право обращаться к вопросам жизнеобеспечения города в том порядке, в котором захотят они. Отказ видеть проблему привел к тому, что теперь им же придется и жить с ней. Впереди бюджет-2005, куда обязательно придется вписать расходы на содержание МУ РЭП .
P.S. На что еще хотелось бы обратить внимание читателей. В будущем порядке, а я не сомневаюсь, что новодвинские депутаты его примут, содержится пункт, в котором сказано: решение учредителя муниципальной организации должно содержать сведения о РУКОВОДИТЕЛЕ муниципальной организации. Это важно, так как МУ РЭП сейчас возглавляет некий Петр СОЛЬСКИЙ. И все бы ничего, да только мне в руки попал один документ с места его предыдущей работы. В нем сказано, что на основании проведенной выборочной проверки наличия товарно-материальных ценностей у материально-ответственного лица Сольского П.Д. и выявленной недостачи приказано этому господину возместить сумму материального ущерба, согласно статье 243 Трудового Кодекса РФ. И этому господину новодвинский мэр поручил управлять предприятием, которое будет распоряжаться казенными деньгами, полученными от налогоплательщиков. Депутаты должны сделать вывод.
Антон ПОПОВ