Модернизация образования требует первоочередного решения региональных проблем
Архангельская область участвует в эксперименте по введению ЕГЭ два года. За это время единый государственный экзамен уже доказал свои преимущества перед традиционной системой итоговой аттестации. Через год после начала эксперимента в области не осталось его противников. Изменилось отношение к ЕГЭ школьников, родителей и преподавателей. Многие поверили, что ЕГЭ - более привлекательная форма проведения итоговой аттестации, число сомневающихся в этом сократилось в десятки раз. Однако эксперимент по проведению ЕГЭ показал, что в современной системе образования есть немало проблем, над которыми надо работать, да и сам механизм единого государственного экзамена необходимо совершенствовать.
РЕЗУЛЬТАТЫ
«В целом, результаты проведения единого госэкзамена в Архангельской области неплохие. Это говорит о возможностях наших выпускников обучаться в лучших вузах страны», - считает заместитель директора департамента образования, науки и высшей школы областной администрации Татьяна СПИРИЧЕВА.
В мае-июне 2004 года в эксперименте участвовало почти 12700 человек. В форме ЕГЭ они сдавали математику, русский язык, физику, химию, географию и биологию. По всем предметам, кроме географии, выпускники наших школ продемонстрировали уровень знаний выше среднероссийского. «Как правило, ребята выбирают географию, чтобы, как говорится, поставить галочку, считают этот предмет легким. В ходе эксперимента, даже если ребенок получает «двойку» на ЕГЭ, а за год по предмету стоит «тройка», в аттестат ставится итоговая годовая оценка», - поясняет Татьяна Александровна.
Правило «+1» действует, пока ЕГЭ проводится в режиме эксперимента, поэтому уже сейчас необходимо обратить внимание на качество преподавания географии в общеобразовательных школах области. Ведь при выходе ЕГЭ в штатный режим это правило, скорее всего, будет отменено.
НЕИЗБРАННЫЕ
В этом году в эксперименте по проведению ЕГЭ не приняли участие 22 школы, расположенные, в основном, в Лешуконском, Мезенском, Верхнетоемском, Плесецком районах Архангельской области. Из-за отдаленности школ от райцентров, отсутствия в глубинке специального оборудования провинциальные школьники поставлены в неравные условия с городскими. «Здесь два пути решения проблемы - перевозить ребят в крупные пункты по проведению ЕГЭ, принимать госэкзамены на месте, либо вообще аттестовывать школьников по старинке», - говорит Татьяна СПИРИЧЕВА. Первый и второй варианты требуют значительного вложения средств в, мягко говоря, нерентабельное дело - порой количество выпускников отдаленной сельской школы едва достигает десяти.
В 2005 году в эксперимент будет включен и Ненецкий автономный округ. Шефство над ним возьмет Архангельская область. Проблема отдаленных территорий будет еще острее.
МЕДАЛИСТЫ
Из 147 претендентов на золотые медали ЕГЭ сдавали 140 выпускников и получили «золото» 128. На серебряную медаль шло 442 выпускника, получили - 413. В архангельские вузы поступило 303 медалиста. Но сейчас все идет к тому, что льготы при поступлении в вузы для медалистов будут отменены.
Зато расширятся возможности поступления по результатам всероссийских конкурсов и олимпиад. «В этом году все наши университеты засчитывали вместо вступительных экзаменов по профилю результаты Всероссийской и областной олимпиад школьников. И было принято 20 победителей и призеров этих олимпиад», - рассказывает заместитель директора департамента образования, науки и высшей школы администрации Архангельской области Елена КУДРЯШОВА.
ВТОРАЯ ВОЛНА
«Вторая волна» ЕГЭ - это выпускники школ прошлых лет, в том числе окончившие учреждения начального и среднего профессионального образования, а также выпускники текущего года, которые по каким-либо причинам не сдавали ЕГЭ в мае-июне. Они проходят вступительные испытания в форме и по материалам ЕГЭ в июле на базе вузов и техникумов. В этом году таких набралось без малого три тысячи.
Постепенно «вторую волну» вообще следует свести к нулю, считает главный специалист департамента образования, науки и высшей школы Всеволод ОСИПОВ: «Желающие поступить в вуз должны сдавать ЕГЭ в мае-июне на базе этого вуза. Это позволит избежать лишних финансовых затрат и раньше уйти в отпуска большему числу работников вузов и ссузов».
ПОСТУПЛЕНИЕ
В 2004 году в высшие учебные заведения области (АГТУ, ПГУ, СГМУ, филиал ВЗФЭИ, СЕВМАШВТУЗ) только по результатам ЕГЭ поступило более трех тысяч человек, в том числе на платной основе - тысяча. В средних специальных учебных заведениях еще полторы тысячи молодых людей стали студентами по результатам ЕГЭ.
«В этом году в некоторых регионах вузы зачисляли абитуриентов с баллами, соответствующими школьным «двойкам», чтобы заполнить бюджетные места. К счастью, этого не было в архангельских университетах. Но уже ясно, что такое положение дел только усугубит ситуацию в сфере образования. Если все вузы будут зачислять студентов только по результатам ЕГЭ, то лучшие выпускники уйдут в самые известные учебные заведения. Провинция останется ни с чем», - считает первый проректор Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова Юрий КУДРЯШОВ. Столичные вузы уже ощутили на себе наплыв абитуриентов из регионов - 44% зачисленных в этом году - приезжие из других городов. Последние десять лет их количество не превышало 25-30% - мест в общежитиях уже не хватает.
ГИФО
Один из вариантов развития бесплатного высшего образования - это система госзаказа. Государство прогнозирует, какие специальности будут востребованы, скажем, через пять лет. Квоты распределяются между вузами по итогам тендера. Но тут теоретики утверждают, что точный прогноз потребностей на долгосрочную перспективу можно сделать только для бюджетной сферы, но не для рыночных профессий.
Второй этап эксперимента по ЕГЭ предусматривает введение ГИФО - государственных именных финансовых обязательств, которые гарантируют потенциальному абитуриенту оплату его образования (частичную или полную - в зависимости от результатов ЕГЭ). Эксперимент по ГИФО начали еще в 2002 году в Якутии, Чувашии и Мордовии. Но полное введение ГИФО пока придерживается. Планируется, что первые по рейтингу абитуриенты будут получать ГИФО, позволяющее учиться в вузе бесплатно, остальные - с частичной компенсацией. «Умные» абитуриенты принесут самые «дорогие» ГИФО в лучшие вузы. Таким образом, невостребованные специальности и слабые учебные заведения сами прекратят свое существование.
Отдельная проблема - подготовка специалистов для бюджетной сферы. Обладатели ГИФО в рядовые вузы не пойдут. В этом случае необходимо помогать студентам, выбравшим приоритетные для государства специальности, - доплачивать к ГИФО, вводить систему государственных возвратных субсидий. Окончив вуз, студент будет обязан несколько лет отработать по специальности. За каждый год работы государство будет списывать ему часть долга в счет субсидии.
ЕДИНАЯ СИСТЕМА ПРИЕМА
В 2004 году в Архангельской области в проведении ЕГЭ участвовали 3 вуза, 6 филиалов и 15 средних специальных учебных заведений - в 2 раза больше, чем в 2003 году. Количество специальностей, включенных в эксперимент, также увеличилось: в вузах - с 48 до 92, в ссузах - с 15 до 39. В Архангельске осталось только два учебных заведения, которые принципиально не учитывают результаты ЕГЭ при приеме. Это Архангельская школа милиции и Архангельское мореходное училище.
В следующем году задача на уровне области - дальнейшее расширение перечня специальностей для приема по ЕГЭ и разработка единой региональной системы приема в вузы.
ФИНАНСИРОВАНИЕ
В 2004 году на проведение ЕГЭ муниципальным образованиям области было выделено 950 тысяч рублей. В Архангельске израсходовали 123 тысячи рублей, и этих средств не хватает.
В следующем году в эксперименте по проведению ЕГЭ примет участие более 3,5 тысяч выпускников архангельских школ. Для этого в следующем году только в областном центре планируется организовать работу 18 пунктов приема ЕГЭ.
«При этом остро встает вопрос о кадрах. Объем работы увеличивается, а людей не хватает. Бюджет-2005 будет сверхнапряженным. А где взять деньги на те же многочисленные ксерокопии?», - рассуждает директор департамента образования, культуры и спорта мэрии г. Архангельска Лидия ЕЛЬКИНА.
МОНИТОРИНГ
В 2005 году Архангельская область будет участвовать в эксперименте по проведению ЕГЭ третий раз. Однако до сих пор не проводилось изучение факторов, влияющих на сдачу экзаменов, - анализ учебных программ, учебно-методических комплексов помог бы существенно улучшить результаты итоговой аттестации. От квалификации учителя, его стажа, разработанных методик зависит качество образования. Обработка данных по такой схеме поможет выбрать наиболее «действенные» образовательные программы, скорректировать учебный процесс.
ПЕРСПЕКТИВЫ
В 2005 году в эксперименте по ЕГЭ примут участие 78 регионов РФ, тогда как в 2004 году их число составляло 65. Количество выпускников, принимающих участие в эксперименте, увеличится с 68% до 83%. В нашей области нововведением 2005 года станет ЕГЭ по истории.
Министерство образования и науки РФ планирует перевод ЕГЭ в штатный режим в течение 2006-2008 годов. Это будет происходить поэтапно, начиная с тех регионов, где ЕГЭ проводится три и более лет. К этому времени важно завершить процесс модернизации образования на уровне регионов, учитывая наработанный опыт подойти к введению ЕГЭ во всеоружии, иначе новая система итоговой аттестации будет малоэффективной.
Елена СВЕТЛИЧНАЯ