1. Грузоперевозки узкоколейными ж/д линиями выполняются по Правилам планирования грузоперевозок.
2. Грузится и закрепляется груз в узкоколейном вагоне по правилам, разработанным для каждого конкретного случая, с учетом Технических условий и согласованных с главой железнодорожных путей.
3. Железной дорогой,по прямым документам на перевозку, составленным на весь путь следования, доставляются такие грузы, как:
Поштучные, тарно-упаковочные грузы, лесоматериалы упаковками, длина которых не должна превышать 6 метров, ширина -1.9 метров, а вес - 5 тонн в одном месте.
Контейнерный груз.
Грузы насыпанные и наваленные, за исключением извести, алебастра, мела, гипса, асбеста.
Грузы с низким сроком хранения по прямым документам на перевозку могут принять лишь в том редком случае, когда получено соответствующее на это разрешение.
4. В том сучае, если лесогруз надлежащим образом не упакован, транспортировка осуществляется по тем документам, которые были составлены до перегрузочной станции, и на станции, при перегрузке с одной колеи на другую, сдаются уже по другим документам, выданным железной дорогой.
Если получатель или отправитель имеют в своем распоряжении на перегрузочной станции склад, то груз отправляется на этот склад за счет получателя или отправителя, в соответствии с заключонным между складом и железной дорогой договором. Транспортировка лесогрузов в рамках узкой колеи разрешается по одной накладной.
5. Такие виды сельскохозяйственной культур, как Ячмень, Рожь, Пшеница, Овес, Гречка, фасоль, горох, кукуруза в зерне, вика, бобы, чечевица, семечки подсолнуха, зерно сои разрешено транспортировать россыпью. Все остальные виды зерновых транспортируются в таре. Россыпью зерновые транспортируются по прямым документам, с тем условием, что на вагоны на перегрузочной станции ставятся пломбы отправителя.
6. Транспортировка наливных грузов осуществляется по Правилам грузоперевозок наливных грузов в бункерных
вагонах и вагонах-цистернах .
7. На грузоперевозку составляются документы и определяется размер оплаты за нее. Все эти действия выполняются по Правилам грузоперевозок с учетом действующих тарифов. При этом должны быть соблюдены следующие дополнения:
По транспортировки с узкоколейной станции на ширококолейную:
Сверху в дорожной ведомости и накладной
отмечаются все номера вагонов узкой колеи с грузом одной отправки. Все остальные сведения в этих документах не отмечаются. Сведения о грузе отправитель пишет в 4 графе на другой стороне накладной и подтверждает их правильность своим автографом. Для всех вагонов, передвигающимся по одной и той же накладной, формируется общий лист.
Это делается с помощью бланка формы ГУ-385, в котором отмечается № накладной, № всех вагонов узкой колеи с отметкой всех сопряженных к нему сведений. При перегрузке в ширококолейные вагоны перечеркиваются № вагонов узкой колеи, таким образом, чтобы их можно было прочитать и рядом можно было внести сведения о вагонах колеи широкой и выписывается свежий вагонный лист.
По транспортировке с ширококолейных станций на узкоколейные:
В том случае, когда осуществляется перегрузка из вагона ширококолейного в узкоколейный перечеркивается № и другие данные ширококолейного вагона так, чтобы их можно было прочитать и внести данные о вагонах узкой колеи (номера, грузоподъемность и род). Больше в дорожной ведомости и накладной ничего не пишется.
8. Если транспортировка груза осуществляется несколькими вагонами узкой колеи по одной накладной, разрешается ставить на вагоны пломбы с одинаковым контрольным знаком. В этом случае, все вагоны обязаны передвигаться в едином составе.
9. Если транспортировка груза осуществляется в бумажной таре, то помимо груза отправители должны добавить в вагон
как минимум 6 процентов пустых мешков от общего числа загруженных мест.
10. Если грузоперевозка осуществляется по документам, составленным на весь путь следования, то все спецсредства, нужные для перегрузки и последующей транспортировки груза, обязана предоставить железная дорога с применением спецсредств, пришедших с грузом. Сумма расходов при этом вносится в накладную и забирается у получателя. Если при транспортировки грузов используются документы, которые составили до станции перегрузки, то все спецсредства должен предоставить либо получатель, либо отправитель.
11. Если транспортировка грузов осуществляется по документам, которые составлены на весь путь следования, то погрузка-разгрузка осуществляется за счет средств железной дороги. Если же по документам "до станции перегрузки", тогда за счет получателя, либо отправителя, если иное не определено договором. Все спецсредства, которые нужны для перегрузки, обязан предоставить на станции перегрузки получатель или отправитель.
12. Если перегрузка производится за счет получателя, либо отправителя, то он оплачивает все расходы, связанные с перегрузкой груза из одного вагона в другой, а именно, все время, которое потребовалось для перегрузочных работ, включая закрепление груза, установку пломбы на вагоны и оформление документов.
13. Сбор задолженности, образовавшейся в результате перегрузочных работ, выполняется в соответствии с Тарифным руководством №1, который был утвержден приказом Минтранса от 15.11.99г. № 551 и зарегистрирован в Министерстве юстиции 01.12.99г. за № 828/4121. Сумма задолженности пишется станцией в накладных, чтобы забрать ее у получателя на станции назначения.
14. При транспортировке груза по железной дороге с неодинаковой колеей по документам "на весь путь следования", единичные и тарно-упаковочные грузы, поступившие на станцию перегрузки в неповрежденной упаковке, перегружаются из одних вагонов в другие с подтверждением лишь числа мест, а в сломанных местах исследуются общее число и исправность груза.
15. Список навалочных грузов, транспортировка которых осуществляется по прямым документам, и которые в обязательном порядке должны перевешиваться в местах перегрузки, определяет глава железной дороги. Исследование правильности общего веса груза проводится в вагонах, пришедших на перегрузку.
16. Не предвиденные действующими Правилами взаимоотношения участников процесса транспортировки грузов урегулируются Уставов и Правилами транспортировки грузов.