Спутниковая навигационная система: вопросы уязвимости
Существующие и тем более перспективные СНС открывают новые возможности для их использования в различных областях: поиске и спасении терпящих бедствие; предупреждении о катастрофах; сборе данных о состоянии окружающей среды в регионах глобальном сборе метеоданных с помощью метрологических зондов; контроле контейнерных перевозок, навигации и управлении околоземными космическими аппаратами; обеспечения работ в геодезии и картографии; прокладке коммуникаций; геологоразведочных работах, разработке месторождений полезных ископаемых, включая участки прибрежных шельфов, и др.
Однако в то время, как система GPS продолжает совершенствоваться, отечественная система аналогичного назначения ГЛОНАСС находится, к сожалению, в стадии деградации. После её полного развертывания в 1995 году орбитальная группировка навигационных космических аппаратов стала сокращаться, и уже к 2002 году она оказалась неспособной выполнять свою целевую функцию – обеспечивать глобальное и непрерывное высокоточное определение местоположения объектов.
Кроме того, в условиях информационной борьбы одними из самых уязвимых элементов системы становятся канал передачи навигационной и служебной информации и сама приемная аппаратура. Дело в том, что современные модели навигационной аппаратуры потребителей (НАП) гражданского и военного применения, как правило, строятся на базе миниатюрного встраиваемого функционально законченного модуля, состоящего из специализированных больших интегральных схем (СБИС). Современный же уровень проектирования приемных модулей НАП предполагает их реализацию в виде кристаллов («чипов»). Применение СБИС-технологий позволяет резко сократить стоимость модулей, их энергопотребление, массогабариты и повысить их надежность. При этом одним из параметров, определяющих степень эффективности применения СБИС, являются допустимые технологические нормы при изготовлении кристаллов. В настоящее время за рубежом достигнуты уровни субмикронных технологий порядка 0,12 мкм, а в будущем – 0,05 мкм. К сожалению, в нашей стране промышленность пока способна выпускать элементную базу на порядок хуже, что вынуждает отечественных производителей НАП закупать её за границей.
Понимая опасность такого положения дел, Министерство обороны РФ в январе 2001 года утвердило инструкцию, которая определяет порядок применения ВВТ изделий и материалов иностранного производства Существенно то, что, согласно Инструкции, в перечень изделий и материалов иностранного производства должны включаться только те из них, которые прошли специальные проверки и специальные исследования. При этом предполагается, что технологическая независимость при применении изделий и материалов иностранного производства в ВВТ будет обеспечена в серийных отечественных образцах путем замены в установленные сроки зарубежной базы на отечественные аналоги. Однако на практике это требование приказа нарушается, и зарубежная элементная база применяется не только в опытных образцах ВВТ.
Преодолеть существующее отставание в развитии НАП была призвана Федеральная программа «Глобальная навигационная система», которая определила путь дальнейшего развития российской системы ГЛОНАСС. Программа предполагает создание современной элементной базы, включая специализированные большие интегральные схемы по технологии «система в кристалле», и разработку на этой базе конкурентоспособной на мировом рынке отечественной НАП, в том числе и гражданского назначения. Однако в данной программе не рассматриваются вопросы, связанные с противодействием средствам ведения информационной борьбы.
Александр ХОРЕВ,
специально для ИА «Русский Север»
• Фото: http://www.usembassy.ru/bilateral/print_newsr.php