Бедствие затонувшего батискафа
Спасение экипажа затонувшего у побережья Камчатки подводного аппарата АС-28, сообщениями о котором в эти минуты переполнен Интернет, дело сегодняшнего дня. Дело не в том, что завтра может быть поздно – энергии, кислорода и пищи на аппарате как минимум на четыре дня.… Просто трудно представить, что после гибели «Курска» у российского военного и государственного начальства будут какие-то промедления с началом этой операции. Интересно, что аппараты, подобные затонувшему АС-28, участвовали в подъеме самого «Курска» несколько лет назад, и показали свою надежность. По сути, сегодня придется спасать спасателей. Бедствие терпит подводный аппарат типа «Приз» с оперативно-тактическим номером «АС-28» – его длина 13,5 м, высота 5,7 м. Он затонул в бухте Березовая на Камчатке на глубине более 200 метров. В батискафе находятся 7 человек. Моряки уже передали по спецсвязи, что чувствуют себя нормально. Инцидент произошeл в первой половине четверга при штатном погружении подводного аппарата с военного спасательного судна.
Роковым месяцем стал август для нашего ВМФ. Сначала «Курск» (12 августа 2000), потом «К-159» (30 августа 2003), теперь вот АС-28… Командование ВМФ России уже обратилось за помощью к американцам и японцам, «на крыло» поставлена морская авиация и спасательные суда Тихоокеанского флота. Как сообщили «ПРАВДЕ.Ру» в пресс-службе Северного флота (в эти минуты до Тихоокеанского флота дозвониться сложно – «все ушли на фронт»), ситуация с аппаратом АС-28 сложна, но драматизировать ее не стоит. Люди на аппарате подготовлены к сложностям. К сожалению, выйти и самостоятельно подняться на поверхность потерпевшим бедствие морякам не удастся – такой системы на АС-28 нет. Придется однозначно поднимать сам аппарат.
Кстати, о «Курске». Аппараты АС-28 использовались как раз при подъеме погибшей субмарины несколько лет назад. Тогда в составе отряда спасательных судов был, в частности, "Михаил Рудницкий" с помощью подводных аппаратов "АС-25" и "АС-36" - они обследовали район нахождения фрагментов «Курска». Ситуация осложнена тем, что батискаф АС-28, как предполагается (во всяком случае, такой вывод сделан после анализа съемки подводных телекамер "Тайгер"), запутался в рыбацких сетях. Их надо или рвать подъемными устройствами, либо искать какой-то другой путь «освобождения».
Глубина не критическая - аппарат находится на глубине около 220 метров. По словам военных психологов, с которыми удалось связаться «ПРАВДЕ.Ру», в этой ситуации главное даже не технические моменты подъема АС-28, а морально-психологическое состояние семерых моряков. Бывали случаи, когда из-за паники на борту гибли люди, имевшие огромные шансы на спасение – надо было просто спокойно дождаться помощи. Вообще «попадание в сети» – прямо-таки болезнь и российских подлодок, и субмарин других стран. С 1995 года зарегистрировано 12 случаев попадания в сети подводных аппаратов в России. Интересно, что подводные флоты стран НАТО такой статистики не ведут, хотя западные лодки в сети попадают чаще. Связано это с организацией безопасности в районах учений Военно-морских сил. У нас районы учений закрыты загодя, и никакие суда в район не допускаются. Запрещено и выставление сетей, пользование тралами (а вдруг оторвутся?) в канун учений. По-видимому, батискаф задет какой-то уже оторвавшийся трал. Бывает, что рыбацкие сети плавают на определенной глубине (тут все зависит от плотности воды и удельного веса сетей) долгие года. На Западе такой «дисциплины» нет, потому-то в сети субмарины попадают чаще. В общем, в эти минуты хочется сказать потерпевшим бедствие морякам только одно: держитесь, ребята.
Андрей Михайлов, «ПРАВДА.Ру», специально для ИА «Русский Север»
Постоянный адрес статьи: http://www.pravda.ru/accidents/2005/10/72/203/20493_BATISKAF.html