Из истории электроэнергетики в Поморье: первая электростанция в Архангельске, городской трамвай и все городские сети стоили 3 миллиона рублей
Как сообщает пресс-служба «Архэнерго», торжественный пуск первого турбогенератора центральной городской электростанции состоялся 26 августа 1915 года в присутствии городского головы Вильгельма Гувелякена и представителей общественности города Автор проекта первой муниципальной Архангельской станции переменного тока и электротехнических предприятий города М.К. Поливаный, с которым в 1911 году городская Дума Архангельска заключила договор на разработку этого проекта, отдавал предпочтение применению трехфазного переменного тока частотой 50 Гц, несмотря на получившее уже довольно широкое распространение в городе строительство источников постоянного тока. В его проекте было четыре отдельных объекта:
– паротурбинная электростанция мощностью 1050 кВт (три турбогенератора по 350 кВт) трехфазного переменного тока, с генераторным напряжением 3,3 кВ – 420 тыс. руб.;
– система уличного освещения – 40 тыс. руб.;
– электрические сети города – 120 тыс. руб.;
– электрический трамвай – 530 тыс. руб.
Три частные электростанции постоянного тока общественного пользования проектом предлагалось демонтировать.
Проект решения Поливанова встретил открытые возражения в городской Думе. Против был и известный и влиятельный в городе купец Макаров, который предлагал городу свой проект «экономического трамвая» и для большей убедительности даже приобрел в Москве один трамвайный вагон. На первом обсуждении проекта Дума не смогла вынести никакого решения и вынесла вопрос на широкое обсуждение общественности, опубликовав проект в апрельском номере журнала «Архангельские городские известия» за 1912 год. Городской голова Яков Лейцингер, сторонник Поливаного, предложил, кроме того, пригласить в качестве эксперта управляющего псковским трамваем К.Г. Репина. 10 апреля 1913 года Репин и стал ответственным подрядчиком электрических сетей города.
После начала строительства в проект были внесены некоторые изменения. Наиболее существенное из них – увеличение мощности электростанции до 1500 кВт (3 турбогенератора по 500 кВт). В связи с изменением проекта и ростом цен суммарная стоимость всех объектов возросла до 3 миллионов рублей. К концу 1916 года строительство городских электросетей было закончено. Трамвайное движение открыли в том же году, несколькими месяцами раньше.