Точнее - не на смерть а на жизнь.
Два года назад это как-то мимо меня прошло, а сейчас, после смерти её, вздыбился интернет обсуждениями - кто же она, Новелла Матвеева? Вот и заинтересовался...
Открываем бардовский сайт, где всё её творчество перед глазами, честно и по алфавиту. Где соседствуют "Капитаны без усов" с "Крымом" да "Контрой", а "Миссури" с "Ритором" (потому как слова обоих, видите ли, на "О" начинаются)...
Реакции на это стандартные напрашиваются:
Да ладно... не она первая, не она последняя.
И вся эта, пардон, херня - не поэзия.
Публицистика.
Но вот с "Развеселыми цыганами" на бардах "Разгул" соседствует. Тоже на "Р".
И тоже не поэзия.
Но и не публицистика.
А что же это? Угадайте с трёх раз...
Из коллекции Якиров,
Тухачевских… Им подобных…
Отчего загинул Киров?
Не от их ли козней злобных!
Не проскакивайте мимо;
Умилительное – рядом;
Разве Горького Максима
Не они убили ядом,
А Есенина – забили?..
Вот такие дела.
Мировое зло с предельной зоркостью указано.
Якиры, тухачевские и им подобные.
Это пишет автор того, чем мы жили в шестидесятых-семидесят-восьмидесятых???
Она самая... Почему? Зачем?? Смяло было недоумение, но ответ то на поверхности...
Потому что, как ни больно это осознать и переварить, Новелла Матвеева - антисемитка.
Мерзкая и отвратительная.
Других антисемитов просто не бывает.
Все спрессовано тут:
Киров троцкистами застреленный,
Горький - убийцами в белых халатах отравленый.
Даже не очень популярная версия еврейского заговора против Есенина тут как тут... Как будто перенесла нас машина времени в пятидесятые того века...
Антисемитами не становятся.
Ими рождаются.
С молоком матери впитывают.
Что же у нас получается?
Получается что десятки лет автор "искусно маскировался под порядочного человека"?!
Страшно и противно...
И что теперь?
А ничего.
Караван через пустыню продолжит шагать...
И кораблик шуметь парусами не перестанет...
И даже Миссури расчудесным штатом навсегда останется, а не тем местом куда американские детоубийцы ребятишек убиенных органы на пересадку свозят.
Потому что их автор, эта мерзкая антисемитка, - Великий Мастер Чистой Поэзии, в которой нем места ничего другому, кроме как - Чистой Поэзии. И лиры звук неверный никогда из-под руки её не выходил.
И ни под кого этот Великий Мастер не маскировалась. Просто есть у нас две Новеллы Матвеевы. Одна - сталинистка и гнусная антисемитка, а другая - та, у которой в руках гитара - муза ее, исключительно веленью Б-жьму послушная. И пока гитара в руках у неё, сидит в темном чулане кондовый её антисемитизм, в бессильной злобе зубами лязгая. А ей не страшен никакой недуг, ни хворость, и будет вечно добрым людям ворожить она...
Муза покинула её. И Великий Мастер Чистой Поэзии умер. И осталась у нас только та, первая Новелла Матвеева, якиров и тухачевских обличающая...
Что теперь остается делать кроме как "в сердцах к верблюду её послать"?
Не Новеллу Матвееву, конечно.
Музу. За то, что покинула её...
Лев Кемпнер