Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Как выбрать технику для строительства дороги

Качество дорожного покрытия напрямую зависит от того, насколько качественно проведены работы по уплотнению нижних слоев грунта, щебня и асфальтобетона. Если плотность недостаточна, на новой дороге быстро появится колея, трещины. Для уплотнения используют технику разного типа — от легких виброплит до тяжелых дорожных катков.

Виды техники для уплотнения основания

Для уплотнения грунта и щебня применяют вибрационные катки с одним или двумя вальцами. Они создают направленные колебания, которые уплотняют слой на глубину до 50 см. Если работы ведутся на глинистых или переувлажненных почвах используют машины с регулируемой амплитудой, чтобы не разрушать структуру грунта.

Для асфальта подходят пневмоколесные или комбинированные модели. Мягкие шины распределяют давление и сглаживают микронеровности. Такие катки обеспечивают равномерную плотность покрытия без следов от вальцов. В местах с ограниченным доступом, например, возле бордюров, на тротуарах, парковках, удобнее работать компактными ручными катками или виброплитами.

Как рассчитать усилие и массу дорожного катка

Специалисты компании Остров Машин напоминают, чтобы уплотнение было равномерным, давление вальцов должно соответствовать характеристикам материала и толщине слоя.

Технику делят на:

  • легкую (до 3 т)
  • среднюю (4–8 т)
  • тяжелую (от 10 т и выше).

Легкие катки используют для песчаных подсыпок, тротуаров, стоянок и пешеходных зон. Средние применяют на объектах с умеренной нагрузкой. Тяжелые задействуют на трассах и взлетных полосах.

Удельное давление на поверхность измеряется в кН/м² и рассчитывается делением массы машины на ширину вальца и площадь контакта. Для асфальта оптимальный диапазон — 200–400 кН/м², для щебня — 400–600, для плотных грунтов — до 800.

Глубина уплотнения зависит от амплитуды и частоты вибрации. Высокая амплитуда (до 2 мм) обеспечивает воздействие на слой до 50 см, но повышает риск переуплотнения. Для финишного прохода выбирают низкоамплитудный режим (до 1 мм), который сглаживает поверхность без вибрационных трещин.

Массу катка рассчитывают по следующему правилу: толщина уплотняемого слоя должна быть меньше глубины вибрационного воздействия минимум в 1,5 раза. Например, если слой щебня 25 см, нужен каток 10–12 т, для песка — 6–8 т, для горячего асфальта — 7–9 т.

Технические характеристики

Главные параметры — амплитуда, частота вибрации и число проходов. Оптимальный диапазон вибраций для асфальта — 35–55 Гц, для грунта — 25–40 Гц. Чем выше частота, тем меньше глубина воздействия и тем ровнее поверхность. Также среди критериев выбора:

  • тип привода
  • расход топлива
  • объем бака для системы полива
  • возможность регулировки давления на валец.

Для работы в жару или укладки горячего асфальта техника должна иметь систему предотвращения прилипания смеси и подогрев кромок, чтобы исключить микротрещины на стыках.

Если работы по строительству дороги ведутся на ровных участках, эффективно работать на самоходном катке большой массы. В ограниченных зонах лучше справляются с задачей модели с шарнирно-сочлененной рамой, обеспечивающей минимальный радиус поворота. Для уплотнения основания на уклонах используется техника с усиленным сцеплением колес и системой контроля крена.

Для обустройства дорог в северных регионах выбирают машины с подогревом топливных и гидравлических систем, чтобы работа не прерывалась при отрицательных температурах. Для песчаных оснований — модели с увеличенным диаметром вальца, которые не зарываются в материал.

Возможные ошибки в выборе катка

Часто подрядчики берут технику «с запасом» по массе, считая, что это улучшит уплотнение. На деле чрезмерное давление разрушает структуру основания. Еще одна ошибка — использование вибрационных катков на свежем асфальте, поскольку колебания вызывают трещины и выдавливание смеси. Перед началом работ обязательно проводят пробное уплотнение, чтобы проверить глубину воздействия и плотность материала.

Правильно выбранная на ostrovmashin.ru техника сокращает время на укладку, уменьшает расход топлива и снижает количество проходов по одному участку. Равномерное уплотнение исключает переделки, а значит, меньше расходов на ремонт.


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Ноябрь 2025 (222)
Октябрь 2025 (420)
Сентябрь 2025 (394)
Август 2025 (371)
Июль 2025 (399)
Июнь 2025 (402)







Деньги


все материалы
«    Ноябрь 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
(Регистрационный номер ЭЛ № ФС 77 - 81713 от 10.11.2021, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20