Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Она побывала в рабстве. Зухара Сансызбай, казахская «ласточка» в Архангельске

Не волнуйтесь, рабство киношное, не всамделишное. Но всё равно пробирает…

Фильм «Ласточка» в конкурсе полного метра на VIII Международном кинофестивале в Архангельске сразу обращает на себя внимание. Прежде всего, совместным производством Казахстана, Италии и России. Что поддерживает статус «международный», а то недолго и до районного уровня скатиться (мрачная, неуместная шутка автора статьи).

Из синопсиса становится ясно, что речь в фильме пойдёт о нелёгкой женской доле. Жила в бескрайней казахской степи молодая женщина Карлыгаш (ласточка), за конями ухаживала, мужа обихаживала. А тут приехал в их аул Луи-француз и смутил ищущее любви сердце одним своим инопланетным видом. Да и муж сам отнюдь не пример добродетели, всё не может забыть свою предыдущую Айни, приземлённую, неказистую, зато понятную и без заворотов. Вот такой французско-казахский любовный квадратик нарисовался. Без пиалы архи (их молочная водка) не разберёшься.

Вы спросите – где здесь рабство? А как вы представляете социальное положение восточной женщины в условиях степного коневодства?! Или я глубоко не прав? Появился шанс выяснить…

Зухара Сансызбай одним внешним видом выделяется на фоне снежного Архангельска (перед самым её прилётом успел нападать). А уж имя с фамилией… до сих пор связно не могу выговорить. Причём говорит без малейшего акцента. Вот, думаю, как поставлена артикуляция в их казахских театральных… или в нашем ВГИКе выдрессировали. Оказалось, всё ещё интересней.

- Я родилась, выросла и до сих пор живу в России, - рассказывает моя собеседница, после церемонии учтивого знакомства (автор старался соответствовать). – Родители – этнические казахи, мама из верхних, папа из нижних (не очень понял, в чём различие). Когда-то они познакомились в Волгограде и переехали в Ахтубинск.

Я солидно, со знанием предмета киваю – как же, как же, большой промышленный город в Казахстане, Актюбинск…

- Вот многие ловятся, различие в двух буквах, на слух и не отличишь. Ахтубинск, совсем маленький городок в Астраханской области – дыни, арбузы и солёное чудодейственное озеро, лечащее от многих болезней. Я первая, кто в нашем роду пошёл в искусство… хотя, если покопаться в корнях, как знать.

-А фамилия у вас – так в титры и просится…

…оказывается, Сансэзбай – это творческий псевдоним по казахскому имении её отца (дома и на работе он просто Валерий), в переводе – «несметно богатый». Ну, дай Бог… у меня в поморской глубинке есть знакомые Ротшильды, не миллиардеры, но вполне успешные люди.

Перевариваю услышанное…

- Зухара, вы же понимали, что с такой внешностью диапазон ваших ролей будет ограничен.

- Не только я, но и родители понимали. Поэтому сразу поставили условие – сначала профессия для еды, потом – для души. Я закончила юрфак МГУ… (мой длинный свист с явным оттенком белой зависти)… это до сих пор мой основной заработок.

- Понимаю, адвокат сродни актёрской профессии, вон как Безруков Плевако представляет.

- Я работаю представителем потерпевших в Арбитражных судах, это несколько другое амплуа. Но работа юриста приучает к дисциплинированности и трудолюбию, что компенсирует актёрское разгильдяйство, впрочем, мне по натуре не свойственное.

- И каков был путь в искусство?

- Поступала в Щукинский, но предсказуемо мимо. Там посоветовали Институт театрального искусства им. Кобзона (я аж за сердце схватился). Это, скорее, двухгодичные курсы, которые я и окончила. Да, понимала, что рискую навсегда застрять в ролях уборщиц и женщин с оптового рынка, но охота пуще неволи.

Неволя её и ждала. В сценарии - Зухару отобрали на главную роль в фильме «Продукты 24». Фильм-шок. Построенный на более чем реальных событиях. Читатель что-нибудь слышал про «гальяновских рабов»? Этот кошмар происходит (именно происходит) в известном московском районе внутри азиатской диаспоры. Где отбирают паспорта, потом отбирают детей, рождённых в сожительства с работодателями и их охранниками. Материала полно в Интернете, но на большой экран историю рискнул вынести режиссёр из Узбекистана Михаил Бородин. Сейчас дело о «гальяновских рабах» попало в Европейский суд… чьи вердикты не действительны на территории Российской Федерации.

Зухара сыграла эту женскую трагедию, её героиня провела в рабстве 11 лет, пока не дождалась спасения от матери.

- Но это совсем не ваш типаж по жизни. Та сыгранная Муххабат слабая и покорная, юрист таким априори быть не может.

- Мы ходили в тот магазин, что называется, инкогнито, смотрели на работниц, их поведение. Представляете, он, кажется, до сих пор работает, его жуткая история так и не закончилась, искусство не всесильно. Ещё очень помогал актёрский коуч, с которым на связи была 24/7.

- Наверное, после фестивального успеха ждали, что роли посыплются как из рога изобилия.

- Я трезво оцениваю свои силы и возможности, понимаю, что только в начале творческого пути. Причём продолжаю жить в Ахтубинске, вдали от столичной актёрской тусовки. Это сознательный выбор, для меня эта работа в кайф (представляю, как Зухаре завидуют тысячи и тысячи коллег по актёрскому цеху). И ведь находят – сыграла несколько эпизодов и дождалась большой роли в «Ласточке».

Вот тоже, «Ласточка», размышляю я про себя. Снята в степи, но не роудмуви. И мелодрамой не назовёшь, хотя о личностных отношениях. Трагедия? Слишком пафосно, чай, не «Медея».

- Драма, - решает мои сомнения собеседница, - для тех мест, где снималась, вполне себе бытовая. Казахстан в больших городах вполне себе европейский, в захолустьях это Восток-Восток. Я играла степную девушку, несчастную в любви, там в сценарии совсем нет счастливых людей. Такое и в жизни бывает.

- В чём же несчастье – не нашла себе достойную пару?

- Я бы сформулировала это так – человек несчастлив тогда, когда себе врёт. Нужно быть сильной, иметь мужество сделать выбор. А так жила под моральной пятой родителей, оттуда под такую же пяту семьи мужа. В этом смысле восточные женщины более уязвимы, та же история, но в рязанском обрамлении, будет смотреться надуманной, а в Казахстане об этом приходится и нужно говорить. Там без чувства ответственности перед собой женщины остаются неполноценными как личности.

- И тут появляется принц-француз…

- …и, как ни странно, между ними возникает что-то общее, я именно так роль рисовала. Она садится к нему в машину и уезжает… и снова перекладывает ответственность с себя. Финал открытый «Ласточка» уходит искать себя. Что там очень непросто… это на Западе существуют практики самостоятельной жизни.

Ага, думаю, там даже в семье миллионера тебе на 18-летие могут дать под зад коленом из дома – иди, ищи себя на собственные деньги.

- И где же ваша ласточка себя найдёт? Вернётся родительский дом с позором, будет искать себе в Интернете мужа-европейца или окажется в Москве, в тех самых жутких «Продуктах 24»?

- Для того и открытый финал. Как надежда.

Решаю повернуть беседу в личную сторону, чуть провоцируя на эмоции:

- Чтобы так сыграть, нужно иметь большой жизненный опыт… он у вас есть?

Мне отвечают максимально корректно:

- Я открыта во всём… но на этом этапе личная жизнь у меня на втором плане. Так что проводить параллель между мной и героиней вряд ли стоит, она действительно сыграна. Мы обе Ласточки (улыбается), но очень разные. При этом на съёмках было мало дублей, в основном снимали в один-два. Такая была тщательная подготовка, такой настрой.

- То есть, вы экспериментатор в плане амплуа и ролей?

- Да, мне всё интересно. Я готова и очень хочу сниматься, большая надежда на кастинг-директоров, что заметят и будут приглашать на пробы. А там уж постараюсь выложиться…

Тут к нам подошёл известный сценарист и режиссёр Юсуп Разыков (интервью с ним позже), модерирующий на кинофестивале как раз «Ласточку», и сказал, что не очень понимает взаимоотношения в этом казахо-французском любовном квадрате, за что там любить соперницу Айну и т.д. Зухара стала объяснять своё видение конфликта, они заспорили… а я пошёл смотреть «Ласточку».

Чего и вам настоятельно советую…

Леонид Черток

 


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Декабрь 2024 (145)
Ноябрь 2024 (413)
Октябрь 2024 (409)
Сентябрь 2024 (343)
Август 2024 (343)
Июль 2024 (331)







Деньги


все материалы
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20