Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Вселенная Баха. Кофейная кантата

Если я не выпью кофе три раза в день, то усыхаю, как кусок жареной козлятины. 

И.С.Бах

Происхождение кофе остаётся неясным. Открытие уникальных свойств кофейного дерева, приписываемое неведомому эфиопскому пастуху из девятого столетия в появившейся только в XVII веке легенде, ставится исследователями под сомнение. Более достоверна информация, согласно которой первые свидетельства употребления бодрящего напитка отмечены в суфийских монастырях Йемена в XIII-XV веках. Именно тогда адепты суфийского ордена распространили кофе по исламскому миру. 

Известны годы появления кофе в европейских городах: 1615 – в Венеции, 1644 – в Марселе, 1651 – в Лондоне.  Официальный дебют напитка в европейском высшем обществе состоялся в 1669 году, когда его представил в Париже турецкий посол Сулейман Мустафа Коджа. 

К страстным поклонникам кофе относился Иоганн Себастьян Бах, который посвятил предмету вожделения «Кофейную кантату» (нем. «Kaffeekantate»). В каталоге произведений Баха написанному между 1732 и 1734 годами сочинению присвоен номер BWV 211. 

Создана эта шутливая светская кантата по заказу владельца лейпцигского кафе Циммермана, у которого руководитель Музыкальной коллегии города Бах раз в неделю арендовал помещение для исполнения двухчасовых концертов. В те времена в Германии шла борьба между сторонниками пива и кофе. Последнее облагалось высокими налогами и даже запрещалось в некоторых немецких землях. Любители пива вполне серьёзно утверждали, что по вкусу кофе является чем-то средним между запахом старой обуви и сажей. Поводом для создания сатирического музыкального сочинения стала и продекларированная некоторыми консерваторами попытка запретить кофе для женщин. Они утверждали, что напиток не позволит иметь им детей. Владельцам кофеен надо было как-то обелить кофе. Бах в этом деле блестяще поучаствовал.

Кантата состоит из 10 частей, в которых заняты инструментальная группа, Рассказчик, презирающий кофе бюргер Шлендриан (в переводе М. А. Сапонова — Стародум) и его дочь Лизхен. Отец пытается отвадить дочь от употребления кофе, но Лизхен, описывая его замечательный вкус, остаётся верна избранному напитку. С её ключевой арии: «Ei! Wie schmeckt der Kaffee süße»  («Ах! Как сладок вкус кофе! Нежнее, чем тысяча поцелуев, слаще, чем мускатное вино!») начинается подборка из приложенных к тексту записей. 

Затем звучит заключительный хор кантаты «Schweigt stille, plaudert nicht» («Замолчи, перестань болтать»), в последнем куплете которого (перевод игумена Петра Мещеринова) поётся: 

Как кошка не ловить мышей не может,

так и девицы не любить не могут кофе.

Мамаши кофе поглощают,

пьют бабушки напиток сей –

что ж дочерей теперь ругать?

Вслед за Бахом любовь к кофе в музыкальном формате выразили и другие композиторы. На третьей записи звучит музыка танца из второго акта балета Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик» (1892 год), известная как «Арабский танец», так и «Кофе». 

На четвёртой записи - Кофейный танец из балета «Взбитые сливки» (1922 год) Рихарда Штрауса.

И на пятой – пьеса «L'ultimo caffé insieme» («Последний кофе вместе») из цикла «Итальянский кофе» (2011 год) итальянского композитора и гитариста Симоне Яннарелли ( ит. Simone Iannarelli). 

Кофе – неизменный спутник творческих людей. За чашкой бодрящего напитка написаны замечательные книги и сделаны великие открытия. Их авторы не жалеют слов благодарности кофе. Некоторые из них приведены ниже. 

Вильгельм Кюхельбекер: «Жар, восторг и вдохновенье грудь исполнили мою – кофе, я тебя пою». 

Гюстав Флобер: «Вкус кофе прекрасен, но непонятен. Его нужно научиться понимать и любить, только при этом условии можно с упоением наслаждаться им в полной мере».

И, разумеется, нельзя не вспомнить Оноре де Бальзака, который пел дифирамбы кофе, начиная каждый день с его приготовления на спиртовке: «Мой слуга – я сам, а мою подружку зовут Кофеварка». И далее подобное гимну описание «кофейной битвы»: «Кофе проникает в желудок, и организм тотчас оживает, сражение начинается. Мысли приходят в движение, словно батальоны Великой Армии. Лёгкая кавалерия сравнений скачет великолепным галопом. Артиллерия логики подъезжает со своими орудиями и снарядами. Тяжёлой поступью шагают воспоминания с развёрнутыми знамёнами. Встают образы и остроумные фразы мечутся, как бойцы. Битва начинается потоками чернил, как настоящее сражение – чёрным порохом». 

Эх, где моя подружка Кофеварка…

Александр Чашев

***

Предыдущая публикация из цикла «Вселенная Баха»https://rusnord.ru/hot/62086-vselennaja-baha-rozhdestvenskaja-oratorija.html 

 


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Май 2024 (14)
Апрель 2024 (354)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)







Деньги


все материалы
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20