(почти фельетон, 1 серия здесь)
«...и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами»
Из «Повести временных лет».
Русскому человеку всякие реформы вредны, даже таким «замороженным» как архангелогородцы, ибо – будоражат ум, толкают на всякие необдуманные поступки, а в конце концов приводят к междоусобице. Только призыв «К реформе!» сразу разделяет коллектив на «своих» и «чужих», а в нашем, школьном, случае - на сторонников «оптимизации» и противников. Причем, они сразу становятся «классовыми» врагами – в нашем случае «классными» врагами, а «врагов» надо топить...
Так и Васьковская школа стала подвержена этой болезни – «оптимизация», и сразу разделились на два лагеря «оптимизаторов» и «анти-оптимизаторов», которые схлестнулись в смертельной схватке. Стали они с смотреть друг на друга с недоверием, выискивать «гнусные» замыслы противников, которые они с победой разоблачат. Противники, наоборот, считая себя «святыми», твердо уверены в корысти своих преследователей, и что поймают их с поличным в тот самый момент. В общем, как всегда, склоки, ругань и ОБВИНЕНИЯ.
Слава богу, люди интеллигентные – до мордобоя не доходит, но при встрече в коридоре со своим «классовым», извините «классным» противником, старательно делают вид что вместо него навстречу ничего не двигается, а коридор стерильно пуст. Вот такая она болезнь - «оптимизация», почти пандемия безумства.
Все началось с «исхода» со «Школы искусств», в которой учились младшеклассники. Вместо четко спланированного переезда с одного места на другое, началось «бегство французов из Москвы». Внезапно, ночью, был отдан безумный приказ – начать дислокацию на следующее утро в 9 00 и закончить в 12 00, бросив на переезд из пяти классов, с мебелью, вещами прочим скарбом, силами в 3 человека взрослых и 5 помощников в виде школьников, причем из 8 занятых в передислокации (несомненно в целях конспирации) должен был знать только один человек, остальные должны быть поставлены перед фактом начала «спецоперации» (не дай бог, будет утечка информации) за 15 минут до ее начала. Школа, это конечно, не армия, когда вскакивают с койки и одеваются пока горит спичка, но надо стремиться к этому, говорят «отцы -командиры» - быть готовыми ВСЕГДА, побросав свои текущие дела и кинуться на выполнение «боевой» задачи. Сказывается конечно атмосфера бывшего военного гарнизона. Но, к сожалению, задача была не выполнена, значит, виновные должны быть найдены и примерно наказаны.
В России всегда виноват «стрелочник», в нашем случае – рабочий «Федорович» с пенсионной книжкой в кармане. Подвел, блин, зараза, не смог уложиться в параметры запланированной «спецоперации». Несомненно – «расстрелять» виновного, но, конечно, в нашем случае гуманно - устроить ему публичную порку.
Но что с переездом? «Федорович», конечно, подлежит «оптимизации» как «враг народа» и сторонник «оптимизации» (правда, сам он не знает, что состоит в этой партии «оптимизаторов»), но перевозить-то имущество надо. А все «анти-оптимизаторы» уходят в отпуск и работать некому, поэтому пускай живет пока, а потом уже «оптимизируем», решили «отцы–командиры».
Бедный «Федорович», угодил в геенну политических распрей. Но злоключения на этом не заканчиваются, подвело его отсутствие политического чутья. Хороший мужик решил убрать мусор с около школьного участка – собрать разбросанные везде деревяшки после прошедшего два года назад ремонта. Взял мешок и пошел зачищать территорию от мусора. Хорошее дело. Только спасибо можно сказать. Однако, пандемия «оптимизации» настила его и здесь, - ему устроили облаву и полный «конфуз» его начинаниям.
Не повезло «Федоровичу», порвался мешок, матюгнулся он молча и пошел к своему драндулету под названием автомобиль, с тем, чтобы уехать домой и выпить горячего чая.
Не тут-то было, ждала его «засада» в лице идейных «анти-оптимизаторов», прижали «Федоровича», «предъяву» бросили: «Сдавайся, Федорович, зачем бетонную сваю «спионерил», «с…дил» т.е.? «Политика, блин».
- Побойся бога, матушка, Александровна, не виновен я, не «пионерил» бетонную сваю, не поднять мне ее – веса-то у нее тонна, а у меня спина болит, да и в машину ее не поместить мою, «КАМАЗ» нужен.
- А мы видели, в багажник ты ее засунул, свернул в три раза, и вот тебе.
- Сваю, матушка?! Так она сломается, да и не Илья Муромец я, чтобы бетонные сваи рукой сгибать на раз-два.
- Показывай машину, ирод «оптимизаторный», у нас тут коллектив стоит, политика, блин, своими глазами видела – «пи…дил».
Прижатый к стенке «Федорович» открывает автомобиль, показывает – сваи НЕТ.
- Привиделось, матушка, ошибочка вышла, - говорит «Федорович», - нету свайки-то, извиняйте.
- А как же нету, я год назад ходила тут и видела ее, бетонная, большая, кроме тебя, «оптимизатора», «спионерить» некому.
- Так нету, Александровна, свайки -то, нету...
- Раз нет, значит и суда нет, живи, пока...
Бригада «анти-оптимизаторов», явно с разочарованием, двинулась в школу...
Но «Федорович», мужик явно с чувством собственного достоинства, сказал вдогонку: «Александровна, свайку-то не нашли, значит извиниться надо, я полагаю».
Повисло тягостное молчание, «бригада» «анти-оптимизаторов» явно не ожидала такого расклада. Но и «Федорович» оказался не промах и включил на телефоне диктофончик, полагая, что «матушка» повторит свои претензии по свайке.
Помолчав, они двинусь дальше.
- «Матушка», насчет «свайки»-то, что хотела?
- Ничего, - сказала «матушка», почувствовав, что дело запахло «уголковой» по клевете…
Великое противостояние в Васьковской школе по поводу «оптимизации» затронуло не только людей, но даже наших пернатых друзей, т.е. птиц.
Чья-то весьма «мудрая» голова (или больная на всю голову) решила разместить птичные скворечники прямо на здании школы, прикрутив их прямо к стене школы и прикормив «анти- оптимизированных» голубей вкусной школьной кашей, что не получило одобрения у сторонников «оптимизации» диких чаек, что привело к ежедневным утренним дракам пернатых – чайки берут количеством 30 против 5, отбирая кашу у голубей . Политика, однако.
Что интересно, бенефициарием, или по-русски выгодоприобретателем, в данном противостоянии пернатых являются вороны, которые с высоты птичьего полета «ложат» на это борьбу, «приговаривая» - «птичий грипп на вас». Можно добавить - «Роспотребнадзор на вас».
Подведя итоги всего, что было сказано выше… а лучше сказать нельзя, чем сказал Губернатор Архангельской области Цыбульский А.В.: «Все реформы в системе образования должны иметь один критерий – детям должно быть лучше!».
Поэтому, если не получается решить простые управленческие вопросы, если школу раздирают ссоры, раздрай и взаимное недоверие (зачастую просто абсурдное), можно обратиться по старинке к «варягам» -«Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами».
М. Ложкин , специально для «Rusnord».