- Папа, а что это за развалины, такие огромные?
- То римский амфитеатр, Алик.
- А зачем его выстроили такого размера?
- Здесь сотни людей собирались, иногда – тысячи, со всей округи. Тогда, при римских властях, наш край густонаселенным был. Не то, что сейчас. То, что в центре – это арена, вокруг – места для зрителей, вот там – видишь, где среди камней березки торчат? – была ложа наместника.
- И что там, в этом амфитеатре, было?
- Да всякое, Алик. Диких зверей травили, друг дружку убивали гладиаторы.
- Но зачем это все? Зверей на охоте убивают. А друг дружку – когда один барон другому войну объявит, как наш сосед недавно.
- Так народ зрелища любил, вот ему эти зрелища и устраивали.
- Народ? Народец пахать должен, оброк платить, а не на зверей и этих… которые друг дружку, пялиться.
- Так народ тогда другой был – не то, что нынче. Его ублажали, чтоб не бунтовал. Игрища разные устраивали. Еще тут певцы выступали, актеры.
- Это вроде наших менестрелей и жонглеров?
- Ну да. Из самого Рима приезжали. Тогда нас, бургундов, и в помине не было. То есть были, но жили далеко на севере. Потом уже сюда пришли.
- И когда это было, папа?
- Давно это было. Тогда не только амфитеатр был, но и дорога мощеная отсюда в сторону моря, акведук…
- Что-что?
- Акведук. Водопровод, то есть. Воду в город доставлять по трубам.
- Зачем зря столько камня потратили? У нас вон грунтовая дорога не хуже каменной… только в сезон дождей по ней не проехать, а в остальное время вполне годится. А воду можно и из соседнего озера брать.
- Вот и наши предки так думали. И дорогу, и акведук разобрали по камушку, три замка из них построили, включая наш с тобой. Потому и дорога, почитай, целый месяц непроезжая, и воду все берут прямо из озера, туда же и нечистоты сливают, а потом животами маются, как ты в прошлом году.
- Да уж, понос случился страшенный, как такое забудешь! Но ведь тяжело же жилось в империи, святой отец рассказывал.
- А когда и где всем вольготно жилось? Рабство было, гладиаторы эти, императоры полоумные и прочая всякая хрень. Еще это… римское право, для всех единое, для барона и для последнего серва. То ли дело наша старинная правда, где каждый свое место точно знает: для графа один закон. для горожанина-купца – другой, для мужика – третий. И еще наместники эти, которые не давали местным вождям выяснять отношения. Все через суд цезаря. А он по римскому закону решает, а не по нашей варварской правде.
Вот захочу я пойти войной на кого-нибудь, дружину созову, ополчение соберу, а наместник против. Закон, видите ли, не позволяет. А что эти римские законники в наших делах смыслят? Короче, если разобраться, не все там было плохо и не все хорошо. Дороги мощеные – это замечательно, а законы – от них одна головная боль и убытки. То ли дело, когда ты в своем поместье сам себе закон и порядок. Король в мои дела особо не вмешивается, я сам себе король безо всяких наместников.
- У отца Винсента много книг на латыни. Он мне читал и переводил. Как интересно! Какие умные вещи они писали!
- Алик, у нас бродячие сказочники ничуть не хуже выдумывают. Про то, рыцарь дракона одолел и прекрасную даму спас. Заслушаешься! А книги эти – вещь нужная в хозяйстве. Сколько этих старых сочинений на растопку каминов пошло!
- Папа, я грамоте латинской хочу выучиться.
- Боже, зачем оно тебе?
- Да чтоб Библию осилить.
- Для того священники да монахи существуют, чтобы Библию читать и пастве ее разъяснять. Учись местом владеть, отрок неразумный! Книжкой ты от врага не отобьешься.
- Папа, а может такое быть, что Римская империя обратно возродится?
- Ты что? Зачем? Во-первых, невозможно это, во-вторых, не нужно, а в-третьих, у нас уже Священная империя есть. Союз независимых графств.
- А если все-таки… если Бургундия наша всех вокруг завоюет и новым Римом станет? Здорово же будет! Все под нами!
- Не потянем. Да и зачем оно нам, потомкам гордых бургундов? Лишние заботы, хлопоты, труды, обо всех покоренных печься надо, о себе забывать: дороги строить, акведуки, амфитеатры. Нам и в нашем королевстве уютно.
Анатолий Беднов