Этим насущным вопросом занималась действующий депутат от Архангельской области Ирина Чиркова:
- Жители Коряжмы, Котласа и Котласского района с недавних пор знают, что национальные проекты могут нести не только радость и пользу, но и реальный вред, сказавшийся на благополучии сотен семей. Кстати, к ним присоединяются и вологодские соседи из Великого Устюга и Великоустюжского района.
Все эти физические и юридические лица из двух регионов второй год добиваются справедливости и защиты своих прав, попранных «корявым» исполнением федеральных задач.
Речь идет о нацпроекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги», который в Котласе был буквально провален на примере конкретного объекта. Кстати, для бюджета он обошелся в 70 млн рублей - немалые деньги, которые, как оказалось, не просто были потрачены неэффективно, а вызвали еще большие бюджетные затраты. Объект этот - дорожный участок на подъезде к городу Котласу (км 1 + 100), оборудованном автоматическим весовым контролем.
История началась в 2017 году, когда по заказу ГКУ Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» подрядчик АО «Котласское ДРСУ» в рамках государственного контракта проведел дорожные работы, в том числе - установку автоматизированного комплекса весового и габаритного контроля. Все прекрасно видели, что заказчик принял объект с видимыми дефектами - трещинами на всю ширину и толщину дороги, но никаких претензий не было выставлено, и бюджетные средства были благополучно списаны. Халтура проявила себя «во всей красе» в марте 2018 года, когда дорожное покрытие разрушилось. Сотрудниками УМВД по Архангельской области было установлено, что безопасность дорожного движения на данном участке нарушена, начались разбирательства, и даже есть экспертное заключение о допущении существенных нарушений при проведении строительных работ и установке комплекса.
Разбирательства инициировали граждане, которые столкнулись с неприятными последствиями халтурной установки дорожного полотна и оборудования - они стали получать штрафы за превышения разрешенных нормативов. Хотя виновными они были невольно по причине некорректных измерений некорректно установленной системы контроля.
Предприниматели и физические лица получили штрафов на десятки миллионов рублей. Некоторым пришлось залезать в долги, продавать имущество, чтобы покрыть штрафы. Разумеется, от такого беспредела они стали стучаться во все двери и доказывать, что именно аварийное состояние трассы воздействовало на работу комплекса весового контроля.
Кстати, этот комплекс окончательно вышел из строя в 2020 году. И до сих пор не работает. Получается, что целевые показатели, предписанные «БКАДом», оказались не выполненными, нацпроект не исполнен. И бюджетные средства, в том числе федеральные, в размере 70 млн рублей были потрачены впустую!
Допустить это, опозориться и навлечь на себя федеральный гнев ни заказчик объекта «Архавтодор», ни профильное министерство Правительства, конечно же, не хотят. Тихо и торопливо чиновники пытаются «замести следы»: как сообщают официальные источники, в настоящее время собственником дороги запланировано приведение в нормативное состояние аварийно-опасного участка и замена оборудования за бюджетный счет. То есть будут изысканы новые огромные средства на повторные работы, а между прочим гарантийный период контракта с «Котласским ДРСУ» 19кр/2017 истекает только в 4 квартале 2022 года. Но почему же чиновники не хотят пойти цивилизованным и логичным путем - спросить с исполнителя и заставить его переделывать за свой счет?!
Все просто и до циничности понятно. Установленный с нарушениями комплекс весового контроля выявил за период 2019-2020 годов административные нарушения на сумму 243,125 млн рублей. Если должностные лица признают вышеназванный госконтракт неэффективным, то ответственность за все эти «неправильные» штрафы пришлось бы на кого-то повесить. Пришлось бы озвучивать чьи-то известные фамилии, смотреть подписи в документах. Разве кто-то готов возмещать пострадавшим гражданам эти 243 млн рублей?! Конечно же, нет. И здесь вся государственная система контроля-надзора, понимая это, объединилась против тех, кто пытается доказать свою невиновность.
Ситуация абсурдна: сотни юридических и физических лиц, получившие те самые постановления о правонарушении в Котласе, одновременно не получали никаких наказаний за проезды по аналогичным комплексам на иных участках автодорог федерального значения. Но эти доводы по вышеназванным причинам тоже в расчет не берутся. Попытки оспаривать в судах указанные постановления безрезультатны, поскольку некорректность показаний комплекса собственником автодороги не признана. Между тем, полученные штрафы уже нанесли непоправимый ущерб многим субъектам малого и среднего бизнеса, которые просто-напросто разорились. Вот она, реальная забота государства и ее органов о местных предпринимателях…
Пострадавшие после многомесячных и безрезультатных тяжб обратились за поддержкой ко мне как депутату Государственной Думы. Мы направили официальные обращения Министру транспорта РФ Савельеву, генеральному прокурору России Краснову и председателю федеральной Счетной палаты Кудрину. Счетная палата уже ответила, что примет данную фактуру во внимание при комплексном анализе реализации нацпроекта БКАД. Правоохранительные органы начали проверку.
В данной ситуации можно усматривать возможную халатность и иные нарушения со стороны должностных лиц, которые могли сознательно допустить недостижение целей национального проекта. Также нужно проверять стороны госконтракта на неправомерное расходование бюджетных средств. Больше всего возмущает в этой некрасивой истории то, что безалаберность, непрофессионализм, а может, и осознанное вредительство госорганов повлекло за собой значительный материальный ущерб для юридических лиц и граждан РФ. У нас громко декларируется поддержка малого бизнеса, только в этом конкретном случае мы видим, наоборот, его уничтожение.
Значит, буду выносить данные факты на федеральный уровень и публичное обсуждение, пока не будут проведены доскональные проверки. Будем вместе добиваться справедливости.