15 июля 2016 года вступает в силу Федеральный закон №220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров». Кроме того, администрация Архангельска планирует провести обследование транспортной сети Архангельска.
В условиях неопределенности направления развития рынка пассажирских перевозок, большинство предпринимателей в Архангельске сегодня работают на грани рентабельности. Серьезные инвестиции могут позволить себе только крупные перевозчики. Так группа компаний АПАП, являющаяся одним из старейших и крупнейших предприятий на рынке пассажирских перевозок столицы Поморья заключила договор на приобретение 40 низкопольных автобусов. Их поставка запланирована на июнь-август.
- Когда в начале 1990-х годов распадались муниципальные предприятия, и пассажирскими перевозками занялись частники, использование на маршрутах ПАЗов стал хорошим выходом. Это была общероссийская тенденция. Конечно, автобусы большого класса удобнее. Скажу больше: приобрести их желает каждый перевозчик. Но экономические реалии диктуют другие условия, - рассказывает председатель областной ассоциации автотранспортников Андрей Попов.
Большие автобусы невозможно перевести на газ, а стоимость дизельного топлива постоянно растет. В городах, где ходят ЛИАЗы, предприниматели получают дотации из бюджета. Пример Вологды тому подтверждение: как только там прекратили дотировать транспортников, на линии вышли ПАЗы. Существующий тариф не позволяет инвестировать в бизнес, и большинство предпринимателей работает «в ноль».
- Не надо ругать ПАЗик, потому что ориентироваться в нынешних экономических условиях на импортную технику экономически нецелесообразно. Есть автобусы марки ПАЗ класса повышенной комфортности, и он нисколько не хуже иностранных аналогов. Кроме того, ни остановки общественного транспорта, ни разворотные площадки, к сожалению, не готовы к автобусам большой вместимости. Даже наши, как говорят «сельские ПАЗики», не могут на них развернуться. Взять хотя бы ул. Кедрова, где конечная у множества маршрутов, - говорит директор ООО «ТЦ Автотехтранс», член Ассоциации автотранспортников Архангельской области Светлана Антушева.
- Необходимо взглянуть правде в глаза: за большие автобусы придется доплатить пассажирам. Другие варианты - пустить ЛИАЗы строго по определенным маршрутам и дотировать их эксплуатацию из бюджета. Новый закон говорит, что может быть два вида маршрутов: с регулируемым тарифом и с нерегулируемым. Изначально предполагалось, что те маршруты, которые субсидировались, станут регулируемыми с тарифом в 21 рубль, а убытки будет дотировать бюджет. Конкурсы будут проходить как и раньше по 44-му ФЗ на основе государственных контрактов. На остальных перевозчикам закон позволяет самостоятельно устанавливать тариф, - отметил Андрей Попов.
Например, на маршруте №9 в Архангельске ходило четыре муниципальных автобуса большого класса. МУП продолжил бы возить по тарифу в 21 рубль и получать дотации из бюджета на покрытие убытков. А остальные перевозчики подняли бы плату до экономически обоснованной, и у горожан был бы выбор уехать быстрее, но чуть дороже, или дождаться автобуса подешевле. Однако решение «отпустить» тарифы не было принято, все маршруты в Архангельске остались регулируемыми. Но без предусмотренных законом дотаций из бюджета.
- До 2004 года тарифы регулировались только для муниципальных предприятий, частников никто не трогал. Но разница в цене проезда составляла 1-2 рубля - «загнуть» тариф не позволит рынок. Расценки такси не растут, хотя тарифы там никто не контролирует. Нужно быть реалистами. За 40 рублей никто в автобус не сядет. А цены на высокорентабельных маршрутах в центре (№№11, 54, 6) вообще могли бы снизиться ввиду наличия конкуренции, - поясняет Андрей Попов.
В среднем по городу «свободный» тариф не превысил бы 25 рублей. Не исключено, что перевозчик мог бы поднять, например, цену на проезд в Цигломени - до 35 рублей. Как поясняют представители отрасли, в таком случае для власти это был бы своеобразный маячок, что этот маршрут необходимо переводить на регулируемый тариф. И не нужно никакого исследования за большие деньги: рынок сам все расставил бы по местам.
Кстати в соседней Вологде с 1 февраля 2015 года тариф на проезд в общественном транспорте был повышен сразу на 25% до 25 рублей. При этом перевозчики предлагали повысить тариф до 29–32 рублей. Это вызвано множеством экономических факторов: подорожанием топлива и электроэнергии, а также значительным увеличением цен на запчасти, многие из которых завозятся из-за границы. Кроме того, из-за отсутствия в тарифе инвестиционной составляющей, перевозчиками пришлось для погашения лизинговых платежей, возвращать новые, недавно приобретенные большие автобусы.