Практика дотирования общественного транспорта из региональных бюджетов распространена во многих областях и республиках России. Так в республике Мордовия, которую часто приводят в пример Архангельску, из республиканского бюджета на муниципальную программу «Развитие пассажирского транспорта городского округа Саранск на 2013-2017 годы» выделяется 961,6 млн. рублей. Кроме того, республиканский бюджет оплачивает 65% лизинговых платежей при обновлении подвижного состава. При этом доля дотаций (из разных источников) для муниципального автотранспортного предприятия составляет 60% от общих доходов.
В тоже время правительством Архангельской области до сих пор не разработаны и не утверждены методики расчета тарифа на проезд пассажиров на муниципальных автобусных маршрутах. Вместо этого муниципалитету предлагается провести работу по сокращению убытков перевозчиков за счет исключения необоснованных расходов. Ну а самих архангелогородцев некоторые СМИ уже начали готовить к тому, что стоимость проезда будет увеличена.
Цены называют разные. Но на уровне Москвы и Санкт-Петербурга, где по городским улицам можно передвигаться как на комфортабельных автобусах, так и на «маршрутках», сопоставимых с архангельскими «ПАЗиками».
- Максимум проезд должен стоить 25 руб. Но тогда автобус должен быть комфортным, приходить строго по расписанию. Только в таком случае я согласна платить, - говорит пассажирка Анна Толокнова.
С ней согласен и архангелогородец Иван Высоких, который всем «ПАЗикам» предпочитает муниципальные ЛиАЗы:
- Если я еду в город, я жду 44-ый маршрут. Сейчас на них работают ЛиАЗы. Но, к сожалению, ходят эти автобусы очень редко, - жалуется Иван/
И действительно, сегодня в Архангельске автобусы повышенной комфортности есть только у муниципальных предприятий «АПАП-1 и 2». Частные перевозчики в целях сокращения издержек давно перешли на «ПАЗики». Хотя и им с повышением цены на топливо и запчасти работать по действующему тарифу стало крайне трудно.
- Расходы на содержание ЛиАЗов очень большие. И они по ремонтопригодности не такие, как автобус ПАЗ, например. И поэтому пришлось просто продать их, - жалуется предприниматель Роман Милюков. В 2010 году он приобрел три ЛиАЗа. Но ожидания бизнесмена не оправдались и транспорт пришлось продать уже через полгода.
Чтобы не работать в убыток для муниципального предприятия тариф должен быть не менее 35 рублей. Сколько при этом заплатит пассажир - решать региональным властям. Разницу между ценой проезда и реальной стоимостью перевозки по закону необходимо компенсировать из регионального бюджета. Но пока этого не происходит.
Изменить ситуацию с общественным транспортом в Архангельске можно и без увеличения стоимости проезда для горожан. Но для этого нужна политическая воля областных властей.