Митрополит Архангельский и Холмогорский Корнилий 3 октября, в неделю 15-ю по Пятидесятнице, по Воздвижении, совершил Божественную литургию в Ильинском кафедральном соборе областной столицы.
Владыке сослужили городские клирики, пел архиерейский хор.
После богослужения глава митрополии обратился к прихожанам с проповедью, полный текст которой приводим ниже.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!
Сердечно поздравляю всех вас, возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры, с праздником воскресного дня и с продолжающимся попразднством Возвижения Животворящего Креста Господня!
Сегодня нашему вниманию Святая Церковь предлагает два евангельских чтения, которые дополняют друг друга. В первом евангельском чтении Господь наш Иисус Христос обращается ко всему человечеству: «Аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет». Что означают эти слова Христа? «Аще кто хощет по Мне идти», — не всякий человек желает идти по стопам Спасителя, Господь никого не заставляет, не неволит. Куда же идти за Господом? Он идет на Голгофу, не каждый человек согласиться идти на Голгофу для того, чтобы там распяться с Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом. Для того, чтобы войти в жизнь вечную, каждый человек должен отвернуться от себя, то есть отказаться от своего «я», прежде всего, отказаться от своих грехов, страстей, пороков. Как это сделать? Нужно принести Богу чистосердечное покаяние и из злого человека обратиться в доброго, нужно прекратить осуждение других людей и заняться богомыслием, молитвой ко Господу. Нужно оставить все свои страсти, грехи и пороки, то есть отвергнуться от себя, и пойти за Господом.
Что означает «взять свой крест»? Каждый человек, который в таинстве Крещения родился от воды и духа, принял на свои плечи жизненный крест, который должен нести с достоинством. Если будем с ропотом нести крест, то не получим от Господа никакой награды. Примером нам служит наш Божественный Крестоносец, Господь наш Иисус Христос, Который принял Свой Крест и понес его даже до Голгофы с глубоким смирением, не выражая ни мыслию, ни словами никакого ропота. Будем укрепляться подвигом Господа нашего и Спасителя и нести свой жизненный крест, который дал нам Господь.
Некий человек однажды возроптал на Господа: «Какой же тяжелый Ты дал мне крест! Я не могу его больше нести по своей жизни!» Человеколюбец Господь, Который желает спасения всякому человеку, дал ему видение: он оказался в большой горнице, где было множество крестов, там стояли золотые, серебряные, каменные и деревянные кресты. Этот человек стал примерять кресты, выбирать тот, который бы смог нести по своей жизни. Подошел к золотому кресту, но не смог его даже сдвинуть с места, также было и с серебряным, и с медным, и с каменным крестом. Он увидел деревянный крест, взял его на плечи и сказал: «Господи, этот крест мне по силам, дай мне его, я понесу его по своей жизни». Он услышал глас Божий: «Этот крест ты и несешь по своей жизни». Сие повествование говорит о том, что Господь не дает никому креста сверх наших духовных и физических сил.
Далее в евангельском чтении мы слышим такие слова о нашей душе: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее». О чем же сии слова? Мы знаем, что всё земное временно: есть квартира, машина, достаток, зарплата, затем заслуженная пенсия, а что же далее? А затем болезни и смерть. Казалось бы, всё уготовали здесь на земле, но душа погибнет и не войдет в Царство Небесное. Потому что она не отверглась от себя, не взяла крест свой и не последовала за Господом. Царство Небесное начинается на земле, во время нашей земной жизни, когда мы берем крест и идем на Голгофу за нашим Спасителем.
Господь говорит нам в Евангелии: «Аще кто постыдится Меня пред людьми, того постыжусь и Я пред Отцем Моим Небесным». Из Священной истории мы знаем о том, что мученики Христовы стояли перед выбором: вера Христова, исповедание правды Божией или какие-то земные языческие боги или временные блага. Они выбирали Христа, и, выбрав Спасителя, они шли на смерть за правду Божию. Они не стыдились исповедовать Господа пред людьми. В наше время, в советские годы, как рассказывала одна дивеевская монахиня, суды-тройки НКВД так судили людей: человека спрашивали, ходил ли он в церковь. Да, ходил, отвечал человек. Ему предлагали отречься от Господа и идти дальше заниматься своими делами. Если человек не отрекался от Бога, суд-тройка принимал решение: раз ты ходил и собираешься дальше ходить в церковь — пять лет лагерей. Если ты читал или пел в храме, нес какие-то другие послушания — десять лет лагерей. Если ты был священнослужителем и не желаешь отречься, тогда тебе расстрел. В основном никто не отрекался от Христа, шли в тюрьмы, лагеря, на расстрел, но до последней капли крови, до последнего издыхания исповедовали Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Конечно, Господь во Второе Свое и Славное Пришествие обратится к таким людям, которые не постыдились Его исповедовать: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира».
Во втором сегодняшнем евангельском чтении мы слышим о том, как некий законник пришел к Спасителю, и стал, искушая Его, спрашивать. Почему он искушал Спасителя? Потому что фарисеи, законники, учили все предписания Ветхого Завета наизусть, было более полутора тысяч законов, и они всегда находились между собой в спорах о том, какие законы выше других. Одни говорили, что закон о субботе, другие, что закон об обрезании, все обрядовые законы были выше законов о доброй спасительной жизни, как бы мы сказали сейчас, нашим современным языком. Законник искушал Господа, потому что они постоянно хотели уловить Его в незнании, либо в неисполнении Закона. Он спросил Спасителя: «Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе?» Господь ответил ему: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки».
Возлюбленные во Христе братья и сестры, это великие, значимые и спасительные для всех заповеди о любви к Господу Богу и ближним нашим. Если мы не исполним эти наивысшие заповеди, то наша душа не обрящет спасения в вечной блаженной жизни. Сегодня приведем такой пример: как родители пекутся о своих детях и любят их, переживают и молятся за них. Дети порой не отвечают родителям любовью, нарушая заповедь, даже иногда не найдут свободной минуты хотя бы позвонить матери или отцу, чтобы сказать им два слова о том, что я жив здоров и все у меня нормально. Это нарушение заповеди, о которой мы слышим сегодня в евангельском чтении. Господь так возлюбил мир, что Сына Своего Единородного дал нам, говорит Священное Писание. В том, как Христос Спаситель так возлюбил род человеческий, мы с вами сегодня убеждаемся, видя на середине храма Животворящий Крест Христов, на котором распялся и умер Христос Спаситель ради любви к нам с вами. Это наивысшая любовь, когда душу свою мы полагаем за ближних. Как говорит апостол и евангелист Иоанн Богослов: Если ты говоришь, что Бога любишь, а ближнего ненавидишь, ты лжец перед Богом. Как ты можешь любить Бога, Которого не видишь, если не любишь ближнего, которого видишь? Возлюбленные во Христе, будем слагать в сердце всё, о чем повествует нам евангельское чтение, и не только слагать, но постараемся с помощью Божией исполнить всё, о чем говорит нам сегодня Христос Спаситель!
Сердечно благодарю всех вас за нашу общую сегодняшнюю молитву. Призываю на все Божие благословение, чтобы Господь всем нам помогал в несении нашего жизненного креста и помогал нам исполнять все заповеди во Имя Святое Его во веки веков. Аминь!
(по материалам Архангельской епархии)