В Музее художественного освоения Арктики имени Александра Борисова работает первая в столице Поморья персональная выставка заслуженного художника России, члена и стипендиата Союза художников, лауреата премий имени Борисова и Рубцова скульптора Надежды Шек. Художественное решение экспозиции талантливо выполнено заслуженным художником РФ Алексеем Григорьевым.
Название выставки — «О вечном». Это имя и одной из известных работ Надежды Капитоновны. Первый вариант скульптуры находится в собрании Государственной Третьяковской галереи, второй — украшает национальный парк Гим Чеон в Сеуле.
Надежда Шек родилась в 1951 году в Узбекской ССР. В переводе с корейского языка «шек» — «камень, минерал». Вероятнее всего, это и определило ее будущее. Окончила Пензенское художественное училище имени К.А. Савицкого, затем Московский государственный художественный института имени В.И. Сурикова. Участник многочисленных выставок. С Архангельском свою судьбу Надежда Капитоновна связала в 1980 году. Ее произведения хорошо известны нашим землякам: образы Рубцова в Емецке, Абрамова — в Архангельске... Мемориальные доски в память о выдающихся северянах, созданные мастером — на стенах многих зданий области.
Шек — необыкновенно разноплановый художник. Ей подвластны камень, бронза, дерево, глина, пенобетон и гипс. Пластичность обобщенных линий сочетается с портретной точностью, европейские культурные традиции переплетаются с восточной ментальностью. Эти работы живут, их чувствуешь… Скульптор вкладывает в них душу. Грубый материал оживает...
— Удивляешься, как такой изящной, миниатюрной женщине поддается сопротивление мрамора, гранита. Столько заложено чувств, — сказал на открытии выставки председатель правления Архангельского Союза художников Рашид Сагадеев.
Посетителям выставки представлены 50 произведений, созданные почти за 40 лет. Особый раздел — «Мастерская скульптора». Эскизы, пластилиновые формы и формы для заливки, инструменты расскажут о непростом процессе творческого поиска.
Здесь и скульптурные портреты, которым Надежда Капитоновна уделяет особое внимание. Помимо экспонатов из камня и гипса, выставлен эскиз памятника Федору Абрамову, выполненный скульптором к 100-летию северного писателя и установленный у областной научной библиотеки имени Н.А. Добролюбова в 2020 году.
Создание портретов для Шек особенный процесс, о котором она рассказывает так:
— Когда тобой овладевает какая-то идея, ты идешь за ней, и даже не замечаешь этих усилий. Иногда даже не могу вспомнить, как я это сделала. А после завершения, чувствуешь усталость. Вот панно «Мои родные». Это акт благодарности. В центре — мои родители, вокруг — вся семья. О каждом вспоминаешь, думаешь… Или образ поэта Рубцова. Старалась показать поэта через его судьбу, поэзию. Он был очень лиричным, ранимым, с тяжелой судьбой. Жил в детдоме при живом отце. Представляете, каково ребенку почувствовать себя ненужным, лишним, какая психологическая травма. Особенно остро такое воспринимает поэтическая душа. Я стараюсь не только находить внешнее сходство. Но, в первую очередь, понять внутренний мир человека, его сущность. Люблю делать портреты, но я специфический художник, не склонна к монументальности, делаю лирические образы.
На вопрос, об автопортрете, о том, сложно ли открыться зрителю, показать свою душу, Шек отвечает:
— Для автора это очень тонкий момент. Он обращается к своему изображению, предлагает увидеть себя так, как он сам видит, проявляет чувства, делится этапами судьбы. У меня тогда был непростой период, много переживаний. И таким образом пыталась справиться с непростым состоянием.
В последнее время одним из важных направлений творчества Надежды Шек стала православная тема. Художник — хороший друг Антониево-Сийского монастыря, сотрудничает с Архангельской епархией. Поздравить мастера с открытием выставки пришли наместник Сийской обители игумен Феодосий (Нестеров) и иеромонах Феофил (Волик). Сама Надежда Капитоновна о христианском направлении в своем творчестве говорит так:
— В Емецке восстанавливается Богоявленский храм. Ко мне пришел его настоятель отец Роман и попросил сделать над входом образ Спаса Нерукотворного. Изначально выполнили из гипса. Я стала лепить, а батюшка помогал мне формовать. Потом создавала образы святых. Сейчас заканчивается работа над скульптурой преподобного Антония Сийского. Я заметила, что, когда трудишься над мирским портретом — ищешь самое выразительное, показываешь эмоции. Но при изображении святых — от этого надо отходить. Я стараюсь добиться умиротворения, духовной красоты. Мечтаю выполнить памятник святому Луке (Войно-Ясенецкому). Это необыкновенный человек. Свою жизнь начинал, как художник, но стал врачом, выдающимся хирургом. Поразительный образец служения людям! Надеюсь, что его образ украсит наш город.
Спрашиваю, у Надежды, насколько неразрывны для нее понятия творчества и веры. Получаю следующий ответ:
— Откуда желание творить? Уверена, что это заложено Господом, который сотворил человека по образу Своему и подобию. Он источник жизни, творчества. Так зародилось в нас чувство красоты, любовь к ближним. Мне очень повезло встретить много хороших людей. И это счастье. Даже при организации этой выставки возникло немало затруднений. Дело дорого... Откликнулись мои знакомые, была так растрогана. Счастье, когда вокруг столько замечательных друзей.
На выставке запланированы творческие встречи со скульптором Надеждой Шек, мастер-классы, экскурсии. Экспозиция будет работать до 6 июня.
Сергей Климов
(по материалам Архангельской епархии)