Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Тёмная сторона кино. Премия "Оскар" в расово-сексуальном аспекте

Ещё совсем недавно казалось, что главной интригой «Оскара» 2016 года станет вручение (или невручение) заветной статуэтки Леонардо Ди Каприо. Как, вы ещё не видели его в «Выжившем»?! Зря. Ведь именно для вас в интернете распространяли слух, что по ходу сюжета медведь-гризли ДВАЖДЫ насилует (прямо так) кумира инфантильных девочек 90-х. Говорят, многие на эту шнягу купились. И обломались. Медведь просто рвёт Каприо. Не дрессированный, компьютерный. Но сделано очень натурально.

Я не поклонник это актёра, хотя отдаю должное его возрастным ролям. Также я не считаю, что именно роль порванного, но не сломленного достойна высшей награды американской киноакадемии. Ибо планка очень высока. Как-то так сложилось в мире, что американский «дядюшка» котируется выше европейской «веточки» (высший приз Каннского кинофестиваля). Если за что и награждать «Выжившего», так это за потрясающую операторскую работу Эммануила Любецки. Тут без вопросов. Правда, есть одна загвоздка – он уже дважды получал («Гравитация», «Бёрдмен»). На «Оскаре так не принято, другим тоже хочется. Киноакадемии с этим явно придётся считаться, чтобы не обидеть других членов операторской гильдии… ох уж эта политкорректност ь во всём.

Но опять Ди Каприо подвинули. То есть, с «Оскаром» ещё непонятно, но он уже точно не главный скандал 88-й церемонии вручения «Оскара». На полном ходу его опередил скандал с расистским душком. А что вы думали, дискриминация негров только на улицах заштатного Фергюсона случается? На Голливудских холмах тоже…

Суть скандала. Второй год подряд в США звучит критика в адрес Американской киноакадемии, оставляющей темнокожих актеров без номинаций на главные «Оскары». Некоторые местные деятели кино афроамериканског о происхождения и вовсе призвали бойкотировать церемонию. Наиболее активно своё недовольство выразили актриса Джада Пинкетт-Смит, а также продюсер и актер Спайк Ли. Последний, в частности, заявил, что «с него достаточно». «40 белых актеров за два года. Мы что, не умеем играть?!». На робкие замечания критиков, что просто не было заметных ролей, лились стандартные обвинения в предвзятости и расизме.

Пинкетт-Смит, в свою очередь, выразила недовольство тем, что без номинации остался её супруг Уилл Смит за роль в фильме «Защитник», рассказывающем о травмах, которые получают спортсмены в американском футболе. По её словам, «пришло время для цветных людей перестать считаться с премией киноакадемии». Что сие значит, я так и не понял. Может быть, призыв к коллегам организовать свой, чёрный «Оскар». Или не обращать внимание на тех белых, которые его получают. Но как? Обращай – не обращай, а обладатель заветной статуэтки моментально прибавляет в весе, прежде всего, в финансовом, его гонорары взлетают. Впрочем, это важно для начинающих или долгое время пребывавших в тени (Кьюбу Гуддинга-младшег о в 1996 году «дядюшка» за роль второго плана в спортивной драме «Джерри Магуайэр» буквально вырвал из толпы и забросил в первачи - сравните по его фильмографии до и после). Но конкретно Уилл Смит сам с усам ещё со времён «Людей в чёрном», любой белый обзавидуется.

Да, не всегда было так. В детстве я много читал книг по истории кинематографа, дома на книжной полке стоял толстенный фолиант «Сценарии американского кино» (только идейно-выдержанн ые, без фривольностей, желательно социалистической направленности). Самым последним был «В душной южной ночи», про чёрного следователя с севера Штатов, который случайно попал на юг, где ещё были сильны «расовые предрассудки». Так вот, по тем временам (конец 60-х) сыгравший главную роль Сидней Пуатье считался единственной темнокожей мега-звездой на голливудском небосклоне (так было написано в аннотации). И сценарий был, как с него списанный, касаемо интеграции в общество и профессию (только без уголовной составляющей). А теперь… перечислять устанешь.

Кстати, первый «Оскар» достался чернокожей актрисе Хэтти Макдэниел, сыгравшей роль Мамушки в фильме «Унесённые ветром». Потом, правда, попритихло, но и ярких темнокожих актёров я не припомню до появления Пуатье, Фримена, Мэрфи, Голдберг.

Кстати, и Тарантино на правах культового режиссёра влез в скандал и добавил градуса обсуждению, указав на недооцененность своего любимого актёра Самюеля Л. Джексона, сыгравшего в «Омерзительной восьмерке». «Моя единственная догадка, признаться, в том, что они воспринимают его как должное и не воспринимают, как явление», - заявил культовый режиссёр и со свойственной ему иронией добавил, что, в отличие от «других великих западных режиссеров», может предложить жанру вестернов взгляд на отношения между чёрными и белыми в Америке. Да он уже предложил - в его новом блокбастере чернокожий персонаж такая же мразь, как и белые.

К слову, этот самый Самюель вошёл в Книгу рекордов Гиннеса с особым достижением – фильмы с его участием принесли самую большую кассу (соответственно, и ему процентик от проката капал, как предписано актёрским профсоюзом). А что, можно гордиться.

Ещё раньше муссировался вопрос, что слишком часто отрицательные по сценарию персонажи на экране воплощаются чернокожими актёрами. Пришлось с секундомером отмечать хронометраж. Оказалось, в процентном отношении всё толерантно… хотя в жизни совсем по-другому.

А тут к скандалу о расовой нетолерантности решили присоседиться… да-да, они самые – представители секс-меньшинств. Райан Джонсон, который, скорее всего, будет режиссёром и сценаристом восьмого эпизода «Звёздных войн», опубликовал в соцсетях шарж, предлагающий по-новому взглянуть на взаимоотношения главных героев седьмого фильма - По Дэмерона, Финна и Рей. На рисунке герои-мужчины целуются, а героиня смотрит на них с неоднозначной улыбкой. Со стороны за ними иронично наблюдает дроид BB-8.То есть, тема однополой любви как бы сама собой просочилась в культовую сагу. Ну, а что такого необычного? Примерно так же во времена оные шла борьба за равное гендерное представительств о в кинематографе. Слабый пол по дюймам отвоёвывал у сильного территорию.

Кто-то из отечественных зрителей гордо скажет – а у нас не так. Но было, товарищи, было. Ещё совсем недавно актёру с фамилией Фердман путь на экран был заказан, приходилось обзываться Фарадой. А режиссёр Фридман гораздо уверенней чувствовал себя под псевдонимом Гостев. У Рабиновича просто не было никаких шансов на постановку, вот у Митты – гораздо больше. Самое противное то, что происходило это в стране, декларировавшей принцип равенства всех и каждого… при этом сохранявшей графу «национальность» во всех документах, начиная со свидетельства о рождении и классного журнала.

А ещё на ЦК (Госкино, Министерство культуры, «Мосфильм»…) приходили письма от возмущённых зрителей, считавших, что мастера культуры, всем и по гроб жизни обязанные простому народу, в своих лентах мало уделяют внимания то шахтёрам, то комбайнёрам, то врачам. И ведь приходилось реагировать… у любой толерантности есть оборотная сторона.

Вообще, я за то, чтобы главным критерием для любой кинонаграды был вклад в киноискусство, а не побочные резоны (увы, у «Оскара» другие принципы, примеры – «Танцы с волками» и «Горбатая гора»). И, если завтра, например, в американском кино все лучшие роли сыграют чернокожие актёры, конечно, они должны быть выдвинуты на «Оскар». Но тогда белые будут говорить о засилье чернокожих актёров и чернокожих лауреатов с полным на это правом. А всё из-за того, что в ком-то живут застарелые комплексы, которые, увы, не в голливудских условиях могут привести к кровавым столкновениям на улице.

Про театр абсурда вы, конечно, слышали… а про кино абсурда?
 
Леонид Черток

За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Март 2024 (307)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)
Ноябрь 2023 (335)
Октябрь 2023 (324)







Деньги


все материалы
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20