
Все дидактические игры можно условно разделить на три группы: с игрушками, словесные и настольно-печатные. Все они интересны и полезны для детей. Строгого определения настольно-печатных игр не существует. Их основное отличие от других видов состоит в том, что ими занимаются за столом, играют по определенным правилам и используют относительно небольшой набор предметов (наглядных пособий) — фишек, карт, костей, картинок, шахматных фигур, шашек. Чем полезны для детей такие развлечения и какими они бывают, нам рассказали эксперты фабрики развивающих игрушек «Алатойс».
Виды настольно-печатных игр
Эти развлечения позволяют детям решать всевозможные развивающие задачи и получать определенные знания. По направлению действий игровые пособия условно делятся на несколько групп:
- Подбор пары к картинке. Такое простое, на первый взгляд занятие, предлагают детям младшей группы детского сада — поиск среди различных изображений абсолютно одинаковых. Получив навык, ребятишки могут переходить от разрозненных картинок к детскому домино или лото. Используя тематические наборы: овощи-фрукты, транспорт, животные и т.д. можно не только увлечь малышей, но и развивать внимательность, усидчивость, расширять кругозор и формировать представление об окружающем мире.
- Запоминание расположения картинок. Развлечение, направленное на выполнение этой задачи, а заодно, развитие внимания — игра Мемори https://alatoys-market.ru/categories/memory, Правила здесь просты. Каждый участник должен найти парную картинку ко всем имеющимся у него на руках. Карточки закрыты фишками, игроки открывают по одной, а если находят пару, то она выходит из игры. Цель — как можно быстрее избавиться от своих картинок. Однако сделать это сможет тот, кто внимательно следит за процессом, запоминает расположение нужной карточки.
- Составление картинок из элементов. Задача этого вида игр — развитие логики, умения из отдельных частей составлять целостный образ. Примером таких развлечений могут служить пазлы. Самым маленьким игрокам предлагается картинка, состоящая из четырех частей. По мере взросления, в средней группе, малыши работают с 10 частями, а в старшей — количество элементов может достигать 40-60. При этом для детей младшего дошкольного возраста предлагают собирать изображение одного предмета, это может быть игрушка, растение, животное, персонаж мультфильма. Более взрослым ребятам интереснее собирать сюжеты из сказок, художественных произведений.
- Описание картинки посредством жестов, движений. В процессе таких развлечений формируются не только речь, но и ценные качества личности ребенка — воображение, творчество, способности к перевоплощению. К примеру, в игре «Отгадай, кто это?» для того, чтобы участники отгадали, что изображено на карточке, ведущему приходится прибегать к имитации движений животного, птицы, насекомого, передавать звуки, которые они издают. Такие игры необычайно полезны для самых маленьких. Дети же постарше с удовольствием играют в Имаджинариум, где описывать картинку надо при помощи метафор и ассоциаций.

В картотеку настольно-печатных игр входят: шахматы, шашки, всевозможные «бродилки», экономические, военные стратегии, развлечения, выявляющие физические возможности, где побеждают быстрые, ловкие, меткие. Каждая из этих забав вносит свой вклад в развитие ребенка. Одни тренируют память, мышление, усидчивость, другие — самостоятельность, ответственность за принятие решений, умение проигрывать, радоваться победам других. Несмотря на различия, все эти игры объединяет одно — их полезность для детей любого возраста, от малыша чуть старше года, до учеников старших классов.