Наследие Карпунова: областной минздрав не только практикуется в выгораживании главврачей, идущих на конфликт с собственными подчиненными, но и не видит ничего предосудительного в невыполнении этими должностными лицами своих обязанностей.
Этот разговор не о Коряжме или Няндоме. Но о детях, на здоровье которых «забили» важные и высокосидящие дяди и тёти.
Несколько месяцев назад к нам поступила информация о том, что на протяжении, как минимум, двух последних лет в поликлиническом отделении детской областной больницы юные северяне не могут месяцами попасть на прием к врачу-нефрологу. Нефролог – это врач, специализирующийся на заболеваниях почек.
Мы обратились к руководству АОДКБ с просьбой разъяснить, почему дети, нуждающиеся в регулярных амбулаторных приемах врача, вынуждены ждать его месяцами, а не две максимальных недели, как утверждает региональная программа госгарантий. Нам пришел чудесный по своему равнодушию ответ за подписью главврача Тюриковой, в котором сообщалось, что к поликлиническому отделению больницы нет прикрепленного населения, и поэтому, рекомендации штатной численности специалистов, разработанные федеральным минздравом для всей России, в работе руководством Архангельской областной детской клинической больницы не используются по причине – внимание! – их нецелесообразности.
Более того, все еще действующее во всей России Положение об областной больнице той же г-жой главврачом признано УСТАРЕВШИМ для областной детской больницы в Архангельске и также не используется ею в работе.
Интересоваться, в курсе ли это должностное лицо о существовании приказа миздрава РФ «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям», мы не стали. Вполне очевидно, что у рассказчицы сказок о чудесном решении проблемы с нехваткой специалистов путем замены двух врачей, работающих на 0,5 ставки, одним врачом – на полную ставку (0,5+0,5=1), свое видение окружающей действительности.
О чем вообще можно говорить с должностным лицом, ответственным за организацию оказания медицинской помощи детям в единственном учреждении подобного профиля в регионе и на полном серьезе утверждающим, что отсутствующих специалистов вполне могут и педиатры в обычной городской/сельской поликлинике заменить. Зачем тогда нужны детям врачи-специалисты, если с любой болезнью и даже патологией может справиться участковый педиатр?
Мы поинтересовались в областном минздраве, в курсе ли там, что в подведомственном учреждении на протяжении длительного периода времени нарушаются права несовершеннолетних северян, гарантированные им Конституцией и территориальной программой оказания медпомощи, а главврач сама решает, как работать, и отмахивается от действующих приказов федерального минздрава? Ответ за подписью еще-министра Карпунова даже не удивил.
Задание на логику: «как долго проработает врач, отказавший в оказании медпомощи «министерскому» ребенку либо не нашедший на него времени?». Как только задаешься этим вопросом, сразу становиться очевиден ответ и на другие: «почему не первый год министерство здравоохранения Архангельской области не выявляет систематического увеличения предельных сроков ожидания медицинской помощи детскому населению» и «почему это «выявляет» всё остальное население, а главврач все еще при должности».
Во-первых, как это модно нынче, увеличение сроков ожидания оказания медицинской помощи «конкретно сейчас», конечно же, «списали» на коронавирус. То, что под него пытаются «перестраивать» медицину Поморья с апреля, а дети не первый год не могут попасть к специалистам областной поликлиники в срок, отведенный терпрограммой госгарантий, госчиновником было «как бы» проигнорировано.
Во-вторых. «Оказание медпомощи детям, страдающим заболеваниями почек, находится на постоянном контроле» - пишет главврач АОДКБ. «Поручено взять на личный контроль» - вторит ей областной минздрав. Уважаемые, какой толк от вашего контроля и поручений, если вы считаете, что одного детского нефролога достаточно на всю Архангельскую область? У нас детей от 0 до 18 сколько десятков тысяч, а сколько детских поликлиник по области? Во всех есть «узкие» специалисты, которых не хватает даже в столице Поморья? Или их хватает конкретно тем, кто подписывает ответы на депутатские запросы?
В-третьих, занимательное наблюдение об искусственно создаваемом мифе нехватки кадров. Во всех своих отчетах, выступлениях, письмах госчиновники любят рассказывать о том, что никто не хочет работать на Севере. К нам, якобы, не только не едут, несмотря на все титанически прилагаемые усилия, но и уезжают кадры, подготовленные учебными заведениями Поморья. Вместе с тем, кадровый голод повсеместен и характерен для учреждений здравоохранения по всей России.
А теперь давайте на примере детской областной больницы посмотрим, каким образом администрация надеется восполнить нехватку в своем штате специалистов нефрологов или эндокринологов. Копии этих документов у нас имеются. Поверьте на слово, вы не найдете там ни нефрологов, ни эндокринологов. ИХ ПРОСТО НЕТ, как не было и в августе, когда мы в первый раз коснулись в своей публикации этой проблемы.
Из этого можно сделать только один вывод: руководство детской больницы и чиновников из областного минздрава вполне устраивает ситуация, когда один специалист «закрывает» собой ВСЮ ОБЛАСТЬ, лечит и консультирует ВСЁ детское население региона, а очередь ожидания приема к нему составляет по несколько месяцев, вместо гарантированных законодательством – 14 дней.
Можно ли решить эту проблему? Да, и стоит начать, наверно, с очевидного – с поиска кадров, а не с мечтаний Карпунова об узаконенном рабстве. Вот только сменой «говорящей головы» - министра с одного на другого тут не обойтись.
Впрочем, уже очевидно, что очередной министр здравоохранения области лишь играет роль нового лица при токсичном предыдущем и создает видимость работы так же, как г-жа Тюрикова создает видимость поиска кадров в АОДКБ. У господ прокуроров нет детей, нуждающихся в консультациях специалистов АОДКБ? Или те дети, которые без этих консультаций не могут, не имеют прав, которые взрослым стоило бы защищать?
Леонид Таскаев, депутат АОСД (КПРФ)