Единственный сюрприз, который нам преподнесли осенние выборы – «Единая Россия» признала поражение на выборах губернатора Иркутской области. Глава региона единоросс Сергей Ерощенко, который, как и его архангельский сопартиец Орлов, рискнул избираться досрочно, поздравил коммуниста Сергея Левченко с победой и заявил, что с «уважением относится к результатам голосования». Причём в первом туре Ерощенко набрал 49,60%, а Левченко - 36,61%. Один рванул, другой конкретно облажался. Или это нам, избирателям, специально сахарную косточку подбросили?
Очень похоже на то. Коллега Ерощенко по партии, вице-спикер Госдумы Сергей Неверов громко заявил, что это были «честные, конкурентные выборы». «Мы признаем победу кандидата от КПРФ Сергея Левченко и поздравляем его. Наш кандидат оказался менее убедительным, в частности, считаем, ему не удалось получить поддержку жителей города Иркутска». А теперь представьте, что Левченко не коммунист, а какой-нибудь либерал-парнасовец. Не буду рассказывать ужасы про метеорит, падающий прямо на голову победителю, или про реликтового байкальского динозавра, питающегося исключительно демократами. Но про подлую операцию американского Госдепа, подкупившего половину от списочного числа избирателей, мы бы точно узнали.
Результаты второго тура таковы. Левченко набрал 56,39% голосов избирателей и опередил Ерощенко почти на 15%. Кандидат от «Единой России» получил 41,45% голосов. При этом наибольшую поддержку, по данным избиркома, Левченко получил в областном центре, где за него на различных территориях высказались от 66,65% до 74,54% иркутян, и в традиционно протестном, пролетарском Братске. Высокий показатель электорального доверия у него также в Бодайбинском районе - 73,92%.
По словам коммуниста, ему удалось одержать победу благодаря радио и телевидению (на прошлых губернаторских выборах у него не было к ним доступа). «Борьба была нелегкая. К счастью, в последнюю неделю у меня была возможность ежедневно выходить в эфир и докладывать обо всех безобразиях, происходящих в регионе». При этом его оппонент трусливо отказался от участия в прямых теледебатах, окончательно подпортив тем самым себе реноме. Однако в других регионах независимые наблюдатели отмечали пусть и неявное, но преимущество действующих глав в подходе к СМИ. К тому же у них не было таких сильных конкурентов, как Левченко, муниципальный фильтр действовал без сбоев. По всему видать, именно в Иркутске готовили показательную порку зарвавшимся единороссам.
Тем не менее, коммунисты на радостях настолько обалдели, что теперь ищут причину своего успеха. «В последние дни избирательной кампании мой оппонент очень много всего пообещал. Я посчитал, для реализации всего потребуется 300 миллиардов рублей. Но часть из этих обещаний мне кажутся нужными для региона, например, поддержка сельского хозяйства и доплата бюджетникам. Мы будем над этим работать», - аргументирует Левченко.
В свою очередь вождь КПРФ Геннадий Зюганов размечтался сформировать в Иркутской области коалиционное правительство, «которому бы люди доверяли как когда-то КПСС». «Мы понимаем, что 56% на 41% плюс 15% - результат очень хороший, если учесть, что в первом туре было 36% на 49%. Но одновременно мы обязаны выражать интересы и настроение всех жителей области».
Тут самое время заглянуть назад. Предыдущие прямые выборы губернатора Иркутской области состоялись в 2001 году. Тогда во второй тур вышли действующий глава региона Борис Говорин и всё тот же Левченко. Первый набрал 47,5% голосов, а второй - 45,2%. Еще 5,5% избирателей проголосовали против всех. Кстати, на выборах президента весной 2000 года Говорин всей душой поддержал кандидата Путина, чем выгодно выделился среди других сибирских глав, имевших президентские амбиции (Тулеев, Лебедь…). Так что чистота его старой победы тоже вызывает вопросы…
Знаменательно, но всех почему-то интересует не столько победа Левченко, сколько проигрыш Ерощенко. И это только подтверждает рассуждения о том, что при данной политической конструкции единороссов может одолеть только протестное голосование.
Вот какие резоны выдвигаются относительно проигрыша бывшего главы региона. Во-первых, бывший мэр города Иркутска Виктор Кондрашов, до этого выигравший прямые выборы, в 2015 году после реформы местного самоуправления был заменен на председателя фракции «Единой России» в гордуме Иркутска Дмитрия Бердникова. Последний не пользовался авторитетом, который был у Кондрашова: «Человек ни дня не работал в системе госуправления. Нельзя так распоряжаться своим ресурсом». Как результат, данные с участков Иркутска показывают сегодня победу Левченко.
Второй фактор, который, как говорится, вылез наружу - это конфликт правящей верхушки с местными элитами. Спикер областного заксобрания Людмила Берлина из-за разногласий с областным правительством сложила в 2015 году с себя полномочия депутата регионального парламента. Как говорят иркутские наблюдатели, её просто вышвырнули, не предложив другого места работы. В итоге обиженная женщина неформально работала на Левченко не за страх, а за совесть.
Помимо Берлиной Ерощенко вступил в конфликт с Александром Битаровым, председателем совета директоров ОАО ФСК «Новый город», одним из крупнейших представителей застройщиков в городе. Как следствие, строительный магнат стал основным спонсором кампании Левченко. Хотя сам именинник утверждает, что Битаров помогал ему не деньгами, а только организационно. Что ж, дать людей и автотранспорт тоже дорогого стоит.
Кстати, изначально Битаров не был врагом губернатора Ерощенко. Более того, на выборах в заксобрание области в 2013 году предприниматель с «благословения» губернатора, близкого в прошлом к бизнесмену Михаилу Прохорову, вошёл вторым номером в список «Гражданской Платформы». Однако потом ерундовая обида (злые языки говорят, что из-за денег) - и губернатор в сложный для себя момент стал бычить и отказался мириться. В свою очередь, строитель задействовал весь свой либеральный авторитет, чтобы его единомышленники отдали голоса за главного идеологического врага – коммуниста.
А вот как профессиональные политтехнологи оценивают тактические ошибки провалившегося единоросса. Команда губернатора пыталась провести «незаметную кампанию» с «высушенной явкой» (то есть заниженной). Выигрыш предполагалось достигнуть только за счёт административного привода своих избирателей на участок, возможно, понадеявшись на помощь из Москвы, на чём уже попадался не один губернатор. В нынешней ситуации этого оказалось недостаточно. Эти же недочёты были видны ещё и после первого тура, однако корректировки не последовали.
Команда Ерощенко не поняла, что второй тур - это в первую очередь, борьба антирейтингов кандидата. По всем понятиям, Левченко следовало загонять в «коммунистическое гетто», тем самым уменьшая его электоральную базу. Однако губернаторская команда избрала другую стратегию. В частности, использовались агитматериалы, в которых коммунисту приписывалась поддержка оппозиционеров Алексея Навального, Михаила Ходорковского и т.д. В итоге либерально настроенный избиратель проголосовал за кандидата от КПРФ, а убеждённые большевики только ещё больше озлобились на «ум, честь и совесть» нынешней исторической эпохи.
Но это рассуждения профессионалов. У меня же в Иркутской области есть знакомые, которых можно отнести к так называемым простым людям. И эти люди радуются за активность своей молодёжи, валом валившей на избирательные участки, лишь бы «натянуть нос» партии власти. Всё-таки за Уральским хребтом бОльшая вольница, чем на северо-западе России.
Что же касается самого факта победы оппозиционера в далеко не самом отстойном регионе, где Путин, нет-нет, да что-нибудь выловит из Байкала, то оно, на первый взгляд, нарушает «пакетное соглашение» Кремля с парламентской оппозицией – по одному региону для каждой партии (в Орловской области уже есть губернатор-коммунист). С другой - создаёт интригу под будущие парламентские выборы, до этого превращавшиеся в простую формальность.
Ну, а что изменится конкретно для Иркутской области? Да ничего. Как было уже не раз в 90-х, когда в стране был целый «красный пояс». И ничего страшного. Под влиянием больших денег те красные директора быстро мимикрировали в розовых соглашателей и охотно ложились под «Наш дом – Россия» - тогдашнего держателя общероссийского «общака».
Скоро сами всё увидите. Вместо Ерощенко по городам области будет ездить Левченко: вручать ключи сиротам от новых квартир, фотографироваться на открытии объектов, к строительству которых он не имеет никакого отношения и так далее. Только если раньше Ерощенко летал по области на своём самолёте за бюджетный счёт, то теперь Левченко будет летать на чужом самолёте, но всё так же за бюджетный счёт. И это не потому, что коммунист плохой - просто условия игры такие. Ну, и человеческую натуру тоже никуда не денешь.
Одно немного обнадёживает. Вместо победных олимпиад-универсиад и очередного покорения Крыма в следующем году нас ждёт отрыжка от военной операции в Сирии. Если оттуда пойдут гробы (а экономику она точно не оздоровит), то народ главной партии всё припомнит.
Может именно так и начинается возвращение к нормальной (не суверенной) демократии? Посмотрим…