Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Просто Донс. Разговор за рюмкой чая

 

Напротив меня сидит Александр Донской, бывший мэр Архангельска, только вчера расконвоированный в зале суда. Не интервью пришел давать, поздравить с 8 марта прекрасную половину нашего коллектива. За поддержку сказал «спасибо» еще вчера в телефонном разговоре. Я не нашел ничего лучшего, чем идиотское в этой ситуации «пожалуйста», хорошо, не добавил «это наш долг». Перед кем, перед профессией? Разве что, перед собой, спать будет честнее.

Александр осторожными глотками пьет зеленый чай, умиленно поглядывая на тортик. Я вспоминаю друзей, с которыми сидел за столом по выходу из зоны, те отрывались по-полной. Но это случай особый, вчерашний заключенный Архангельского СИЗО Донской выходит из «сухой» голодовки. Но выглядит хорошо, насколько я могу судить по фотографиям мэрского периода. А «живьем» мы видимся первый раз. Ровно год назад на мобильный телефон моей жены раздался звонок с неопознанного номера. Она, бедняжка, накануне свалилась с жестокой ангиной, я выполнял функции секретаря.

- Это Александр Донской, знаете такого? Передайте мои поздравления Елене, пусть выздоравливает. Хорошо пишете, ребята.

- Спасибо, и вам не болеть. Привет супруге!

Жене стало приятно, а мне удивительно. В те дни наше интернетовское противостояние достигло апогея, только что вывесил на сайте материал, в котором предрекал мэру скорое тюремное будущее. Хорошо еще, что оно воплотилось в жизнь не в таких мрачных тонах. Ну, думаю, если еще и губернатор Киселев позвонит, значит, ничего я в людях не понимаю. Не позвонил, кое-что понимаю. Люди во власти разные встречаются. А еще тогда пожалел, что такой короткий разговор между нами случился, Александр сразу стал по-человечески интересен. Зато сейчас никто не торопит. Только вот о чем спрашивать? Глотаю коньяк, пахнущий коньяком, «взнос» Донского к столу. Как о чем?! Человек только что вышел...

- Что больше всего хотелось съесть после баланды?

- Не поверите, банального куриного бульона. Диетического, который для дочки варят. ТАМ все больше такой странный суп, нечто среднее между борщом и харчо. А тут пахучая жижица с блестками жира и зеленью. Дом сразу чувствуется, полный кайф.

- Похудели?

- Да. Мне идет?

Не то слово! Донской стал выглядеть моложе своих тридцати шести. И глаза у него молодые, задорные, по фотографиям было не понять. Только новые знания чувствуются, но не старят.

- Какие были первые ощущения от свободной улицы?

- Очень неуютно себя чувствовал. Конечно, СИЗО на Попова - это еще не Александровский равелин, а я не Достоевский. Но зачатки боязни открытого пространства у меня появились. Плюс толпа людей, хотя и доброжелательная. Хотелось сразу сесть в машину и уехать отсюда подальше. В мозгу стучало - а вдруг опять в клетку?

- Такого не бывает.

- У нас бывает все. Лучше подстраховаться. Кстати, сегодня утром, когда одевал костюм, невольно вспомнил дембель. В СИЗО отвык от цивильного вида, там больше в домашнем. Сейчас вот волнуюсь, ничего не висит, не морщит? А тогда целый месяц после х/б было плевать, в чем на улицу вышел, хоть в трениках. Потом конечно, джинсов захотелось. А еще дома плохо спал. Здесь темнота, а ТАМ лампочка не гаснет...

Пройдет, я после армии вообще просыпался с головой под подушкой, а не на ней. Начинаем вспоминать армию, и у меня складывается ощущение, что Донской воспринимает ее в одном контексте с тюрьмой. Та же несвобода, то же насилие над личностью и коллектив, который не ты сам себе выбираешь. И еще, сразу вспомнились только что «откинувшиеся» друзья из интеллигентных московских семей. Они ощущали себя прошедшими через ад, несмотря на свое снисходительное «и там люди живут». А вот у Александра этого нет, просто очередной эпизод бурной жизни. Понятное дело, он вырос там, где срок был делом обычным и безвестным, многие выходили, чтобы вернуться. Ему точно не хочется, та еще популярность. Да и тюремный ад имеет несколько трактовок. По Солженицыну - он вокруг зоны, по Довлатову - ад в каждом, и в зэках, и в конвоирах. Какой он у Донского я так и не понял. Да и был ли вообще?..

- Только честно, знали окончательный приговор?

- Честно, нет. Был готов ко всему, но надеялся на лучшее.

- А вот мне рассказывали...

- Я - не тот случай.

Действительно, вряд ли кто-то мог в четверг предположить, как в воскресенье разыграется политическая карта Архангельской области. Забегая вперед действия, скажу, один из известных местных адвокатов считает, что при новом раскладе Донской мог бы рассчитывать на оправдание. Я лично в этом сомневаюсь, власть тоже умеет сохранять лицо. А вот дело о «клевете в отношении губернатора» может кардинально изменить формулировку. На «получение взятки должностным лицом», например...

Так, с тюрьмой завязали, об остальном написал Григораш в «Крестовом походе». Что еще? Изгнание «Водника»? Так у меня есть ответ. Мэр Донской всех мерил по себе, ориентировался на свои личные пристрастия и интересы. Не фанат он бэнди, вот и нашел вариант бюджетной экономии. Кстати, президент Черток тоже запретил бы попсу на всех федеральных каналах, а там пусть бунтуют, микрофонами по Горбатому мостику стучат. Потому что оба не готовы к работе в системе, меня туда не пускали, а Донской прорвался. Но что было, если бы у руля оставался губернатор Ефремов? Антоныч вызвал бы к себе мэра, долго орали бы друг на друга, а потом пришли к компромиссу. «Ты, Саня, не трогай мое любимое святое, а я городу подкину и послабление дам». В 2005-ом «Дом за оленем» издал вздох облегчения, и славные победы архангельских хоккеистов стали историей. Мэр - вне системы, а губер в чём?

Ох, чуть было о таборе не забыл!

- Нельзя так было с цыганами.

- Да я понимаю...

И тут следует неожиданный поворот, речь идет не о толерантности. Донской рассказывает о сокамернике-прапорщике, которому он уже собирает посылку в колонию. Этот внук цыганского барона тоже укоризненно качал головой, считал, что в несчастиях бывшего мэра не последнюю роль сыграли темные силы, проклятия и ворожба его народа. Плавно переходим к «Времени цыган» Кустурицы, Донской тоже от него тащится. Не смотрели? Очень советую, и не единожды. С первого раза это жутковатая притча с почти безысходным концом. Герой всеми доступными и недоступными методами пытается выплыть наверх, а в концовке маленький сын ворует с его мертвых глаз медяки. От такой жизни даже Христос перевернулся вверх ногами в полуразрушенной церкви. В общем, паноптикум не из нашей жизни. Но уже при втором просмотре возникает устойчивое ощущение, что это история про всех нас, только в других декорациях. Донской теперь понимает, что методы спасения города были не те, но остается в своем праве. Эх, Александр, вы - русский, не выселяли вас. А вот аналогия с тем цыганским парнишкой из далекой Сербии прослеживается напрямую. Слава Богу, что ваша концовка в сравнении с той практически хэппи-энд...

 - В мэрию сегодня не заглянули? Многие смаковали эту сцену.

- Надо бы, но пока не могу, что-то останавливает. Там теперь все чужое, не готов.

- Здороваться?

- И это тоже.

- А ведь многие там мандражируют...

- И зря. Ни разборок не будет, ни публичных пощечин, каждый повел себя в силу своих личных жизненных принципов. Я - такой, они - другие.

- Одно скажите, как вы с Удалкиным ухитрились вляпаться? Неужели не понимали, ЧТО это такое?

- Все знал и понимал. Но поверил Гусакову. Он убедил меня - мужик профессиональный, со связями, сейчас не при делах. Я его даже сравнил со своими менеджерами из «Сезонов», с той же Татьяниной. Жить хотят хорошо, всегда идут вторым номером, на таких и можно опереться. Бог Жене судья, ему с этим жить.

- Он проживет.

- Не сомневаюсь. Только как можно дальше от меня...

Плавно переходим к ближайшему будущему.

- Я не лукавлю, из политики ушел. Бизнес? Сейчас к этому не готов, есть ощущение растерянности. Пока хотел бы поработать «на дядю», опыт управления никуда не делся. Или «на тетю», пойду к жене охранником в «Де Фанс» и по совместительству уборщиком. Шутка, но пока настроение именно такое.

И тут у меня опять армейские ассоциации. С теми, кто только что вернулся из дисбата, я парочку таких наблюдал. Эти суровые в прошлом «деды» последние месяцы службы были примером для самых зачморенных салаг, честь отдавали даже ефрейторам. Все их естество было нацелено на то, чтобы вырваться за ворота части. У Донского похожая ситуация, впереди кассация прокуратуры. Но от этого быстро отходишь. Хотя есть и положительный момент, «звездочки» у экс-мэра я тоже не заметил, просто хочет работать. А уж семья как этому рада!

- Говорят, если ты сторонишься политики, она сама приходит к тебе. Сегодня  голос Донского не менее дорогой, чем у Киркорова, разве что, в городском масштабе. Претенденты на ваш бывший пост по своим достоинствам и недостаткам - почти близнецы-братья, ваше мнение каждому может принести победу.

- Я уже сказал, готов поддержать того, на кого укажут президенты, и новый, и старый. Да, в душе мне более близки депутаты горсовета, которые из бизнеса. Хотя, понимаю, было бы полезнее, если бы на выборы пошел какой-нибудь государственник, да где его взять? Может, прокурор Бакун согласится (общий смех за столом)? Нет,  я серьезно...

...На тот момент мы еще ничего не знаем о Михальчуке, которого президенты выбрали для нашей области. Судя по всему, они ему и делегируют полномочия поддержать (или выдвинуть) ту или иную кандидатуру. При подобном варианте этого мистера ИКС ждет практически гарантированный успех.

И опять о семье. Вернее, об одном ее члене.

- С женой вам повезло.

- Знаю, намного больше, чем ей со мной. Я за сына переживаю. Парень за последние полгода учебу забросил... Надо бы и прикрикнуть, да язык не поворачивается, я ему теперь многим обязан.

Мы хором поддерживаем, с Донским-младшим все очень непросто. С момента нашей первой встречи в сентябре прошлого года Саня ощутимо вырос в моральном плане, он стал почти взрослым. Одно но, с выходом на свободу папы у него возник серьезный вакуум, не с чем стало бороться. У меня ощущение, что он сам себе стал придумывать мнимые опасности, окружающие его семью, начал играть в «кровавую гэбню». Ничего, они с папой выплывут.

- Он у вас отличный мужик.

- Спасибо, я знаю...

А тут и наши женщины навели окончательный марафет и предстали перед собравшимися мужчинами для поздравлений. Коньяк, конфеты, цветы - все как обычно 7 марта на работе, жизнь продолжается!

И мне пришлось уйти с «центральной площадки». Сидел, потягивал настоящий коньяк, да поглядывал на гостя. Он теперь для нас просто Донс, добрый знакомый, с которым немало связано. Сидит, улыбается, комплементы говорит, по телефону жене обещает скоро прибыть. Ожидал я вот так с ним встретиться на следующий день после СИЗО? Да ни в жизнь, естественная благодарность - редкое качество. Значит, все не зря, с нами за столом сидит ЧЕЛОВЕК. Уже здорово!

А еще я в его глазах заметил чертенят. Благие намерения на то и есть, чтобы их со временем корректировать, иначе жизнь пресна. И кажется мне, что Саша Донс нас еще удивит. Не Большой, так Маленький...

 

Леонид Черток       

фото Н.Гернета


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Ноябрь 2024 (64)
Октябрь 2024 (409)
Сентябрь 2024 (343)
Август 2024 (343)
Июль 2024 (331)
Июнь 2024 (354)







Деньги


все материалы
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20