- Лариса Петровна, когда у вас появилось ощущение, что вы можете победить на выборах?
- Вы не поверите, но я шла на выборы, чтобы победить. Да, мой рейтинг в самом начале кампании был всего 2%, но нам удалось переломить политическую ситуацию. До выборов о моем существовании было известно узкому кругу бизнесменов. И все. Шанс на победу был в том, что я шла первая по списку и была единственной женщиной среди кандидатов, что в ассоциативной привязке с губернатором Санкт-Петербурга Валентиной Матвиенко повышало шанс на победу. Кроме того, всем надоели скандалы, сотрясавшие Архангельск в последние годы, все они ассоциировались с мэрами-мужчинами.
- Получается удивительно: женщина победила, но скандалы все равно продолжились. Почему?
- Да потому что те же самые мужики и продолжают скандалить. Один из кандидатов в мэры фактически стоял у руля города. Поэтому вполне естественно, что он не хочет отдавать власть - не успел довести до конца все свои дела...
- Павленко практически семь месяцев руководил городом в должности исполняющего обязанности мэра. Как вы оцениваете Павленко-мэра?
- Оценивать не буду. Хорошую оценку во время выборов ему дал народ, когда даже с использованием серьезного административного ресурса, давления и грязных технологий в день перед голосованием они не ожидали, что перевес, хоть и в 70 голосов, будет в мою пользу.
- Новый губернатор Архангельской области Михальчук на выборах публично поддержал Виктора Павленко, убедил снять свои кандидатуры в его пользу основных претендентов, а победили все равно вы. Как вы будете выстраивать отношения с губернатором в случае признания первоначальных итогов выборов?
- Это действительно новый губернатор. И в любом случае мы будем с ним очень хорошо работать. К сожалению, в первый день после выборов встреча с губернатором не состоялась, хотя я была к ней готова. А потом он уехал в Москву на несколько дней. 2 и 3 июня у меня состоялись встречи с одним из заместителей губернатора. Идет переговорный процесс. Решение о пересчете голосов было принято в то время, когда Илья Филиппович находился в Москве, иначе здесь вряд ли посмели бы так нагло фальсифицировать итоги голосования при пересчете голосов на 20 избирательных участках. У меня нет разногласий с властью и, в частности, с губернатором Архангельской области. И я не собираюсь воевать с губернатором, необходимо сотрудничество. Кроме того, губернатору работать со мной будет гораздо престижнее, чем с другим кандидатом, который уже запятнал себя и бросил тень на самого губернатора.
- Но бытует мнение, что решение о «правильном» пересчете голосов принималось в администрации области и к нему причастен сам губернатор. Как вы к этому относитесь?
- Я не считаю, что это решение губернатора. Нарушения при подсчете голосов и фальсификация итогов голосования совершались за спиной губернатора. Возможно, если бы он находился в Архангельске, ничего подобного не произошло. По моему мнению, городская избирательная комиссия и другие просто подставили нового губернатора.
- Одним из ключевых моментов предвыборной кампании стала поддержка вашей кандидатуры экс-мэром Александром Донским. Какую роль он будет играть в вашей команде?
- Донской оказывал мне помощь, особенно в работе со СМИ. Он хороший организатор и талантливый человек. Я благодарна ему за ту помощь и поддержку, которую он оказал во время выборов. Но, к сожалению, обстоятельства не позволяют ему занимать должности в мэрии города Архангельска.
- По идее, избранному мэру сразу после выборов необходимо формировать команду. Вас пока лишили такой возможности. Но кто мог бы работать в вашей команде в будущем?
- Сразу после выборов я озвучила идею «коалиционного правительства». Те специалисты, которые сегодня хорошо справляются со своими обязанностями, обязательно останутся на своих местах. Кроме этого со мной в мэрию придут действительно профессиональные люди, в опыте и знаниях которых я уверена, как в себе. Не исключаю такой возможности, что некоторые посты будут предложены моим оппонентам на выборах. Но в любом случае я буду требовать от каждого из претендентов программу, план действий на ближайшие годы. Я считаю это разумным подходом к формированию команды.
- Насколько сегодня лигитимна власть в Архангельске, ведь она (будь это вы или Виктор Павленко) была избрана всего 5-6% горожан?
- По закону выборы считаются состоявшимися, если к избирательным урнам пришел хотя бы один человек. Это придумано не мной. И городская власть сделала все для того, чтобы «убить» явку - только тогда у ее кандидата был шанс на победу. Впервые за долгое время в городе практически отсутствовала реклама самих выборов, горожанам не объясняли важность голосования. Шла планомерная работа на снижение явки. «Помогали» этому и вброс «черных» листовок в последний день перед голосованием якобы от имени Донского и объявления о псевдовстречах с пожилыми избирателями якобы от моего имени, на которые приглашали малоимущих и пожилых людей, ветеранов, обещая им ценные подарки и продуктовые наборы, хотя эти встречи мною даже не планировались. Практически на каждой встрече ко мне подходили люди и говорили: «Мы бы пришли на выборы, но наш голос ничего не решает, все предрешено, и вам не победить». Я пыталась убедить их в обратном - в том, что их голос может решить многое. Получилось, что на деле я победила, а мэром стал проигравший путем фальсификации итогов голосования. Но, смею заверить своих избирателей и народ Архангельска, этот номер не пройдет. Я победила, и я добьюсь справедливости. Я считаю, что Виктор Павленко, который вел такую грязную игру, не достоин быть мэром славного города Архангельска.
- Насколько законен сам пересчет бюллетеней?
- Абсолютно незаконен. Нам так и не представили доказательств того, что у городской избирательной комиссии было достаточно поводов для сомнений. В конечном итоге все свелось к тому, что у председателя ГИК Чуркина «есть сомнения». И все. Нас даже не известили официально о времени рассмотрения этого вопроса. Когда же был назначен пересчет, мы направили жалобу в облизбирком о незаконности этой процедуры, а также ходатайство с просьбой приостановить пересчет до рассмотрения жалобы. Однако областная комиссия, сославшись на отсутствие членов избиркома, не вмешалась в ситуацию, хотя реально имела такую возможность: «Мы рассмотрим ваше заявление в установленные законом сроки», - было сказано нам в телефонном разговоре. И 2 июня наше ходатайство было наконец-то рассмотрено областной комиссией. Правда, уже после завершения пересчета и объявления нового победителя. При этом все члены областной комиссии в присутствии председателя горизбиркома Чуркина пришли к выводу, что пересчет голосов был необоснован, при этом были нарушены права кандидатов. Правда, итоги выборов уже объявлены, и сегодня отменить их может только суд. Я считаю, что облизбирком виноват в том, что вопрос с выбором мэра зашел слишком далеко. Если бы комиссия отреагировала незамедлительно, скандала удалось бы избежать.
- У вас готовы иски в суд? Как вы оцениваете их судебные перспективы?
- Мы уверены в 100-процентной победе. Мы будем требовать признать незаконными решение городской избирательной комиссии о пересчете итогов голосования по 20 участковым избирательным комиссиям и протоколы, составленные по результатам этого пересчета. Есть протоколы голосования, подписанные всеми членами участковых избирательных комиссий, которые никем не оспорены, о том, что я победила с перевесом в 70 голосов. И мы будем добиваться, чтобы предварительные результаты выборов были признаны окончательными. В настоящее время мы обратились с письмом непосредственно к президенту России господину Медведеву. Наша цель - обратить внимание на опасные тенденции, которые проявляются в последнее время. Некоторые нечистоплотные лица для достижения своих корыстных целей, используя выборы в органы местного самоуправления как метод легального захвата власти, вопреки волеизъявлению народа, путем фальсификации добиваются своих целей. При этом ими движет не забота о горожанах и о городе, а желание запустить руку в городской бюджет. Выборы в органы местной власти - это становой хребет демократии в любой стране. Когда народ увидит, что к власти, вопреки его воле, приходят те, кому они своим голосом выразили недоверие, это обернется тем, что доверие людей к самой идее выборов будет подорвано. И народ перестанет участвовать в выборах. Со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. Мы потеряем доверие и уважение со стороны международного сообщества. Мы ждем от президента соответствующей реакции. Поскольку именно он является гарантом соблюдения Конституции РФ, прав и свобод граждан в стране.