Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

«Невский экспресс»: судьба или тенденция? Размышления пешехода

 

Не люблю за долгое время в пути, за нудность пейзажа, проплывающего в грязноватом вагонном окне, через которое видно всю убогость провинциальной России. Не то, что в самолете - сел, поел, вздремнул, вж-и-ик, а под крылом уже сопки Камчатки. И в иллюминаторе красота, простор, вот-вот ангел крыльями помашет, может, это твой хранитель тебя сопровождает. Ссылка на разницу в цене билетов тоже весьма спорная, за трое суток в купе, бывало, столько пропьешь-проешь, что дешевле место в  бизнес-классе «Боинга» купить, не говоря уже о качестве обслуживания.

Но был у любителей поспать под стук колес (за этим частенько скрывается банальный страх высоты) неубиенный довод - поезд один самых безопасных видов транспорта. И вот миф развенчан, второе за два года крушение «Невского экспресса» наглядно показывает - от судьбы не убежишь. Или «кому суждено быть повешенным...», какие там еще есть поговорки на эту тему?

В пятницу мы с женой засиделись перед телевизором за полночь. На последних кадрах «Дьявол носит Prado» внизу экрана поползли угрожающие титры - «через несколько минут смотрите специальный выпуск новостей». Сегодня анализирую свои тогдашние ощущения. Первая мысль была - где играли, кого победили и с каким счетом? Вторая - Медведев (Путин) где-то в другом часовом поясе подписал жизненно важный для России контракт. Третья - опять авария или бытовой газ взорвался. И только потом где-то на периферии сознание появились мысли о теракте и прочих рукотворных пакостях, не то, что еще 5 лет назад. Значит, постепенно привыкаем хорошо и спокойно жить...

А потом показали разорванный «Невский экспресс» - бедолагу. И чего только тати привязались именно к этому удобному поезду, больше похожему на пригородную электричку? Сел в Москве, открыл, выпил, закусил, перекурил - глядь, а ты уже въезжаешь в северную столицу, Если ко времени перелета прибавить время в пути от аэропортов до центра двух городов плюс формальности прохождения досмотра и контроля при посадке, еще неизвестно, какой вариант быстрее. А по количеству сэкономленных телодвижений железнодорожный экспресс однозначно выигрывает.

Примерно такие же мысли приходили в мою голову два года назад после первого взрыва на этом железнодорожном пути. Тогда не хотелось верить, что к нам возвращается время террора, гораздо привлекательнее выглядели «бытовые версии». Например, сумасшедший рекламный отдел сумасшедшей авиакомпании решил «экстравагантным» таким образом поднять привлекательность авиаперевозок. Или кто-то избрал жуткий способ разделаться с конкурентом по бизнесу. Или не менее сумасшедший питерский муж решил наказать жену, шастающую к московскому полюбовнику. Или..., да мало ли бреда в моей голове?

Впрочем, бред этот можно расценивать и как защитную реакцию психики от вредных влияний извне, тем более что официальные лица в этом преуспели. Тогдашний глава ФСБ Николай Патрушев почти сразу заявил - теракт неспроста, а под выборы. Сразу вспомнилась осень 99-го, взрывы домов в Москве и Волгодонске, победа Путина на президентских выборах... Что же получается, третий срок для него неизбежен?! Верить в такое решительно не хотелось, иначе страшно жить на свете. По крайней мере, в этой стране...

Потом появился «ингушский след». Возникла версия, что дело идет к новому объединению Чечни и Ингушетии под «мудрым» управлением «главного борца с кавказским терроризмом» Рамзаном Кадырова. Но обошлось, у него самого в республике через день что-то взрывается или стреляется. Далее рассматривалась версия мародерства, якобы у повалившихся вагонов первым появились... цыгане. Но до сих пор нет никаких сведений о высылках цыганских таборов. Опять мимо.

Что характерно, два года назад на первых же кадрах с места катастрофы нам показали скрученный узлом железнодорожный рельс и воронку от взрыва. Сегодня эти главные улики лишь упоминаются в комментариях, но не демонстрируются. Ничего не хочу сказать, просто любопытно...

Однако, никаких «среди многочисленных версий рассматривается и...». Сказано сразу и чётко - теракт, как будто спецслужбы были морально к этому готовы. Ни малейших сомнений в исправности железнодорожного полотна, старении и усталости материалов из курса сопромата, профессионализме локомотивной бригады. Вопросов два - кто и зачем?

Первой подсуетилась питерская ультраправая националистическая группировка «Combat-18», взяв на себя всю ответственность. Видимо, у бритых уродов в гавнодавах приступ мании величия, что характерно для любой злобной мелочи пузатой. Еще можно было что-то такое предположить, если бы в этот день «Невский экспресс» перевозил из Москвы в Питер сводную бригаду гастарбайторов на строительство «Охта-центра». А так, никакой мотивации, не за раненным же итальянцем, показанным по всем телеканалам, они охотились? Правда, в Интернете читал комментарии, что этот «комбат» входит в некий кремлевский проект по созданию «управляемых наци», и монстр просто отбился от рук. Категорически не хочу в это верить, даже в таком месте, как наш Кремль, должно присутствовать элементарное чувство брезгливости.

Поэтому просто советую власти быстренько арестовать коричневую гопоту, дать каждому по 5 лет общего режима и отправить в лагеря с максимальной концентрацией лиц кавказской национальности. А правозащитникам в этот момент и отвернуться не грех. С радикалами по радикальному, другого языка они не понимают.

Пока же у следствия появился вполне конкретный подозреваемый. Тот самый легендарный взрывотехник Павел Косолапов, российский военнослужащий, добровольно принявший ислам. Ученик Шамиля Басаева, соратник Доку Умарова, подозреваемый в и воронежских «автобусных» терактах 2005 года, и в первом нападении на «Невский экспресс». Короче, классический персонаж их голливудского боевика типа «Ночные ястребы», за таким всю жизнь можно гоняться.

Не слишком ли «идеального убийцу» нам предлагают? С одной стороны он русский, с другой - правоверный мусульманин, непонятно, кого идти громить. К тому же этот фантом постоянно учится. В 2007-ом он сделал непростительную ошибку, заложив заряд рядом с мостом, что позволило составу на максимальной скорости проскочить опасный участок, и дело обошлось без жертв. Однозначный неуд его учителям за таких «лучших выпускников», непонятно, как этих неумех мы до сих пор не переловили.

Но и в этот раз не обошлось без проколов. По топографии место выбрано идеальное, хрен к нему подберешься. Да и время, не то, что два года назад - не понедельник, пятница, поезд набит битком питерскими поденщиками со столичных рынков труда и любителями оттянуться в выходные на берегах Невы. То есть, взрыв был рассчитан на максимальное количество жертв, а не просто как акт устрашения. Но, извините за страшное слово, «только» 25 погибших, хотя счет мог идти на сотни. Как объяснили специалисты, конструкция взрывного механизма была списана с обыкновенной растяжки, что периодически отрывает ноги нашим солдатам на горных тропах. Порвал локомотив тросик, ударный механизм сработал, через несколько минут раздался взрыв, пришедшийся на последние вагоны.

Но почему при такой глобальной задаче, как «уничтожение живой силы противника», не использовался радиоуправляемый заряд? Уйти с места преступления исполнитель теракта не было никаких проблем, спасатели к нему подбирались не меньше полутора часов.

Да еще составлен фоторобот подозреваемого, бродившего в окрестностях, очень напоминающий загадочного взрывника. Просто какой-то самоубийца этот Косолапов, хотя остальные его действия совсем не похожи на повадки шахида. Чуете, как туфтой попахивает?

Вот этот неприятный запах и навел меня на мысль о некотором передергивании фактов, влиянии на общественное мнение. Нет, я категорически гоню от себя мысль о том, что катастрофу спланировали некие силы, близкие к официальным структурам. Но вполне допускаю, если несчастье случилось, его кто-то решил использовать в своих, пусть и благих целях.

Например, я уже не раз писал о том, что в сознании нашего обывателя люди, носящие на плечах погоны невоенного образца, попадают под одно общее понятие «менты». Следователи, прокуроры, даже иногда спасатели МЧС. Сами знаете, какое сегодня в обществе отношение к милиции, что ни день, то новое ЧП. Пришлось министру Нургалиеву дойти до того, чтобы разрешить простому народу оказывать физическое  сопротивление «неадекватным» сотрудникам его ведомства. Правда, при этом он не инициировал соответствующие изменения в Уголовном кодексе и не объяснил, по каким формальным признакам определять наступление этой самой неадекватности («как одену портупею...»?). И, все равно, его слова можно расценить как публичное самобичевание, напомнившее популярную на американском Диком Западе формулировка: «Мистер Кольт уровнял всех в правах».

Но даже после этого Госдума вряд ли будет рассматривать закон о свободной продаже оружия россиянам. Посему остается один выход - поднимать в народе престиж правоохранительных органов. И повод появился, мчсники уже отличились, теперь дело за следователями и прокурорами.

Но есть, на мой взгляд, в истории с «Невским экспрессом» один положительный момент. Что бы там ни говорили, наш народ сегодня не настолько запуган, как еще несколько лет назад. Все очевидцы свидетельствуют - на месте катастрофы особой паники не было, каждый в меру сил пытался делать свое дело. Кто-то теперь сетует, мол, в вагонах не оказалось достаточного количества перевязочных материалов, проводники поезда были не готовы к ликвидации последствий взрыва. Но если они будут к этому готовы, если станут брать в дорогу индивидуальные аптечки с расчетом на каждого пассажира, всё, из этой страны нужно будет валить как можно быстрее. Ибо это будет означать только одно - войну с террором мы проиграли. Потому что позволили себе испугаться...

И все же имидж российских железных дорог пострадал серьезно. Уже в понедельник совершена попытка подрыва поезда Пермь-Баку на дагестанском перегоне, кому надо, тот понял, где у нас самое тонкое место. Решить же только одну проблему цивилизованного подъезда к любому участку железнодорожного полотна по всей стране никаких бюджетов не хватит.

Значит, я прав, надо летать, от судьбы не убежишь! Но слишком уж часто падают самолеты. Тогда на корабль! Ах, да, пираты не вовремя расшалились, уже и в балтийских водах озоруют. Может, на машине? Не пойдет, развлечение для потенциальных смертников.

Пройдусь-ка я лучше пешком... 

 

Леонид Черток      

 


ЧертоК взгляд

все итоги

За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Архивы

Август 2020 (74)
Июль 2020 (304)
Июнь 2020 (303)
Май 2020 (296)
Апрель 2020 (299)
Март 2020 (291)



Деньги


все материалы
«    Август 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Литературная гостиная

все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Свидетельство СМИ: ИА ФС 77-27670 от 26.03.2007. Выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Учредитель: ООО "Руснорд". Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: rusnord@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20