Мера побаллового учета может оказаться весьма эффективной, так как принципиально отличается от денежных штрафов, пишет http://www.autochel.ru/. Во-первых, любой денежный штраф относителен, и если для владельца ВАЗ-2101 тысяча рублей - солидная сумма, то для владельца Porsche Cayenne - разменная мелочь. Во-вторых, «дырку в правах» можно получить практически на месте злодеяния, а вот заплатит ли водитель штраф или нет - еще вопрос. В-третьих, система «дырокола» накопительная и устанавливает лимит на серьезные нарушения, тогда как денежные штрафы, к примеру, позволяют просто закладывать в бюджет дальней поездки энное количество нарушений и не особо тужить, когда выписывают штраф за превышение скорости или не пропуск пешехода.
Упомянутая дисциплинарная система существовала во времена Советского Союза. Водителям выдавался так называемый «талон предупреждений», в котором сотрудники дорожной инспекции ставили свои отметки о грубых нарушениях ПДД в виде прокомпостированных отверстий. Если горе-автомобилист получал больше трех «замечаний» в свой документ, ему грозило лишение прав. Возвращали удостоверение только после сдачи экзаменов на знание «дорожных» правил.
«Систему «дырчатых» наказаний я успел застать. Даже помню, как выглядел этот талон - по размеру такой же, как водительские права, только картонный. На нем были прописаны правонарушения, для каждого из которых было отведено место для прокола. Правда, у меня не было таких отметок - они ставились только в случае серьезных нарушений», - вспоминает водитель со стажем Александр Черепков.
Позже система изменилась и ужесточилась - водителю стали начисляться баллы за несоблюдение практически всех пунктов правил дорожного движения. Провинности отмечались во «временном разрешении», которое прилагалось к правам. Как только их сумма в течение года переходила 15-балльный рубеж, водитель лишался прав. Для получения своего документа обратно во владение нарушитель был обязан пройти теоретический экзамен в ГАИ. «Стоит отметить, что и в советское время, и уже в 90-х годах права изымались у водителя сразу же, если он вел машину в нетрезвом состоянии. Только при положительной водительской истории задержанного изъятие могло замениться штрафом. В очень редких случаях. И, в отличие от сегодняшних порядков, когда права водитель может забрать просто по истечении срока их изъятия, тогда такой водитель должен был подтвердить свои знания ПДД на экзамене», - подчеркнул заместитель начальника отдела пропаганды ГИБДД Челябинской области Андрей Смирнов.
Сотрудники госинспекции по БДД также считают побалльную систему учета нарушений достаточно дисциплинирующим инструментом. Андрей Смирнов продолжает: «Раньше водитель по-настоящему ощущал свою ответственность за соблюдение правил на дороге. В случае особо серьезных нарушений инспектор, помимо составления протокола, мог изъять права до оплаты штрафа (Штрафы назначались параллельно с отметками о баллах). Сейчас же права изымать запрещено, кроме случаев административных нарушений по соответствующим статьям. Да и водители имеют на руках только квитанции на штраф, которые зачастую просто не оплачивают».
Будет ли заведена электронная база со считывающими устройствами информации с прав, или инспекторов снова снарядят дыроколами? Об этом вопросе в правительстве обещали позаботиться по факту принятия соответствующего решения.