Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Человек на три буквы. «ПираМММида» Эльдара Салаватова

А ещё я верил своей бабушке. Она часто приходила выгуливать меня на Чистых прудах. И каждый месяц определённого числа мы подходили с ней к метро «Кировская», где покупали у распространителя лотерейные билеты на целый трёшник, в тот день у неё была жалкая пенсия. Баба Женя садилась на лавочку и голосом доброй сказочницы рассказывала одну и ту же историю, которую наизусть знала ещё моя мама.

Вкратце: как-то одинокая старушка приличного поведения познакомилась на бульваре с таким же одиноким и приличным старичком. Поговорили о житье-бытье, распрощались, через пару дней опять там же встретились... А через месяц он предложил ей руку и сердце. Что ж, подумала пожилая женщина, оба мы одинокие, пенсии мизерные, сложим их вместе, как-нибудь доживём. В назначенный день она, принарядившись, вышла из подъезда в ожидании жениха. И тут рядом затормозила чёрная «Чайка» в которой сидел... старичок-генерал. Выскочил адъютант в аксельбантах, подал невесте руку, поехали они в ЗАГС. Так стала наша старушка генеральшей.
Бабе Жене жених-генерал так и не встретился, как и никакой жених вообще. И в лотерею она выигрывала не больше рубля. Зато была мечта!

В начале 90-х в нашей стране, офигевшей от перемен, появился воплотитель мечт. Не раньше и не позже, в тот короткий период большинство граждан РФ пребывало в святой уверенности, что и они достойны сказочного богатства, несмотря на полное отсутствие каких-либо способностей и просто трудолюбия. Всё упиралось в одно - чем заняться, не прикладывая особых усилий. И тут, как из воздуха, возник мужик с греческой фамилией и тремя буквами «М»...

Такой, как Мавроди мог появиться только в России, изголодавшейся по красивым сказкам со счастливым концом, и только в тот отрезок времени, когда, что ни посеешь, всё давало всходы. Рядовой математик без прикрытия со стороны силовых и партийных органов взялся «обуть» Россию, обещав для начала, что он её нам обустроит. Впрочем, так показано в фильме, на деле же, хрен его знает, как там было на самом деле. Но это же рецензия, а не журналистское расследование.

Я с самого начала много не ждал от нового фильма Эльдара Салаватова, ранее известного, как автора весьма посредственного «Антикиллера ДК». Но неожиданно увидел профессионально сделанный боевик на финансовую тему. Иронично относился к Серебрякову в роли Мавроди. Действительно, Алексей совсем не Сергей Пантелеевич, он - его идеализированный образ, не только внешне, но и внутренне. Не знаю, как у вас, а для меня основатель этой пирамиды (впрочем, и любой другой тоже), не более чем лохотронщик, напёрсточник у входа на колхозный рынок. Да, кто-то, пожадничав на «крышу», быстро сгорает, его труп с «пером» в боку находят в мусорном баке. Другой более удачлив за счёт своей расчётливой наглости, такой, как правило, безбедно доживает век за границей. К последним можно приписать и Мавроди. Да, он сейчас после отсидки в пустой квартире, но живой и ещё интервью раздаёт. Последнее лишь говорит о том, что перед нами отнюдь не волк-одиночка. Почему сценаристы не развили это направление? Так кураторы Мавроди не разрешили. Или у продюсеров свои резоны...

С большой натяжкой и неуёмной фантазией в Серебрякове можно найти элементы Пантелеевича. Не то, что в исполнители роли его главного оппонента, по поводу которого нам с экрана навязчиво намекают - «это Березовский». Ну и повезло же Абрамычу, его, горемычного, то один секс-символ играет, то другой, такое впечатление, что деньги на актёрский кастинг из Лондона засылает. Не знаю, как там написанная роль попадает в существующий характер, но с главным героем полная лажа.

В какой-то мере экранный Мавроди-Мамонтов - это оправдание всех мошенников периода первичного накопления капитала. Перед нами фанат-математик, живущий в миру своих теорий, не признающий и не любящий ничего (никого), кроме цифр. Не перестройка - так бы и сидел на пятиметровой кухне и с окладом в 160 рэ, учёным-теоретикам у нас никогда много не платили. Наглядный пример тому - питерский Перельман, пирамид никаких не строит и даже от законной премии отказывается.

Вот здесь кроется главная натяжка образа. В какой-то момент киношный Мавроди, отходя от игры с цифрами, начинает рассуждать на тему «как поднять Россию с колен». Не верю, как Станиславский! Подобные прожекты доступны серьёзным банкирам, металлургам или нефтяникам, и то, если у них самих «чердак накренился» от сумасшедших денег и мании величия. Зато откровенные жулики грезят о мирских вещах. Кто помельче - о магнитофоне, костюме с отливом и Ялте, покрупнее - о яхте, персональном «Боинге» и Мальдивах. Мавроди мог потянуть на собственный остров в океане, но реформирование родной страны - извините. У меня давно появилось ощущение, что его образ большого стратега сгоряча сделан журналистами тех лет. На самом деле путь Сергея близок к пути любого владельца провинциального казино - при первых деньгах менять старую, но верную жену на новую кобылицу со своего же конкурса красоты. Причём не так красиво, как в кино, где неглупая с виду журналистка восхищена мощным либидо интервьюируемого, готово питаться его... сами знаете чем, лишь бы поднять собственное IQ. Нет, в реальной жизни всё гораздо прозаичнее. Рядом с такими людьми уживаются лишь куклы для презентации, но с постоянной сексуальной готовностью. Более толковые просто не вынесут ежеминутное ощущение собственной никчемности и бездарности.

Вы спросите, что же хорошего в фильме? Да всё остальное! Прежде всего, Антон, спившийся вундеркинд, в котором потрясающие мозги и острый аналитический ум мирно соседствуют и даже гармонируют с полным пофигизмом и перманентными запоями. Здесь же уместно упомянуть о диалогах на специальные экономические темы, в которых нет никакого труда разобраться даже мне. Жирный плюс, подобное в кино редко встретишь.

Впрочем, и такая подача Мавроди-Мамонтова тоже оправдана. Его МММ была отнюдь не самой большой финансовой аферой того времени. Были пирамиды и многолюднее, а так же наглее и разорительнее. Вспомните, как в «Властилине» пострадали те, в чьём присутствии встают и больше не садятся (я доподлинного знаю, что там влетела не только Пугачёва, но и члены правительства).

Но фильмы снимают именно про Мавроди и МММ. Потому что это тот уникальный случай, когда на улицы российских городов действительно могли выйти люди. Ведь на дворе 94-ый год, в памяти народной ещё живы и 91-ый и 93-ый. Вот я и говорю, только в этой стране и только в это время, в остальных случаях государственные перевороты без поддержки войск, как правило, даже не начинаются.

Стан врагов Мамонтова-Мавроди тоже хорош. Бондарчук, Михалков-младший, Цурило - персонажи чрезвычайно колоритные. Им веришь - подлецы в погонах, которые, если захватят власть, тоже продадут Россию, но уже по двойной цене, сначала отымев с цинизмом и в извращённой форме. Особенно хорошо эти теневые лидеры нового государства смотрятся на фоне карикатурного правительства РФ, жадного, трусливого и недалёкого. Вот только окончательно оплывший жиром Сергей Колтаков ни грамма не похож на Черномырдина (ведь именно премьер ведёт заседание правительства, или я ошибаюсь?). Ну да Степаныч уже не подаст в суд на создателей. По известной причине...

Подвели фильм лирические линии сюжета, для жёсткого боевика с претензией на реальные события слишком развесиста клюква. Даже пересказывать не буду, челюсти сводит. Но один момент оценю по достоинству. В нём героя шантажируют жизнью дочери, вымогая 100 далеко не последних миллионов, а он орёт в ответ в трубку: «Я других нарожаю!!!». Тут бывшая жена с крыши, свидетели в обморок...

А какой ещё выход у него был? Заплатишь - станешь дойной коровой для всякой шпаны. Тут главное не показать, где ты слаб, выиграть час, чтобы попытаться найти выход. Момент пронзительно правдив в данной ситуации, нечто подобное постоянно происходило рядом.

А мораль? Мораль в последних кадрах - отсидевшего олигарха встречает помолодевшая журналистка и увозит... куда? Сначала любовью заниматься, как в «Однажды в Америке» или в «Короле Нью-Йорка», а потом оговорить новую схему относительно честного отъёма денежных средств у населения. Иначе, зачем она столько лет его ждала, не кефира же попить на пару? Помните, миллионы наличными привязывают женщину больше, чем любоff. Что, критик - циник? А чем правда жизни от меня отличается?

P.S. До сих пор бытует мнение, что «ПираМММида» снята под новый проект Мавроди - лохотрон в интернете. И что, пошумели о виртуальной пирамиде и забыли. Зато фильм шагает по стране, и снят он по мотивам биографической книги прототипа главного героя. Так кто кого рекламирует?



Леонид Черток

 

 


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Апрель 2024 (228)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)
Ноябрь 2023 (335)







Деньги


все материалы
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20