В начале встречи Медведев напомнил министрам, что в мае ставил перед ними приоритеты на ближайшие полгода, среди которых важнейшим было образование. «Принципиально, чтобы школы и университеты готовили нашу молодежь к работе в конкурентных условиях, помогали раскрыть способности и инициативу, и, конечно, это такой важнейший драйвер развития нашей страны», - цитируют премьер-министра на сайте Правительства РФ.
Обсудив с правительством вопрос финансирования, и отметив, что «по цифрам сопоставимо с расходами, которые Россия тратит на армию», глава правительства приступил к изложению своего видения будущего российской школы. «Акцент будет сделан на развитие математического образования, как основу для создания высокотехнологичной экономики», - передаёт слова экс-президента ИТАР-ТАСС. По мнению премьера, в отличие от других научных направлений, математика в России развита и «её нужно сохранять».
Тут меня так и тянет возразить уважаемому премьер-министру. Если непредвзято посмотреть на развитие России в целом, начиная, хотя бы, с XIX века, то станет очевидно - страна наша, в первую очередь, сильна и славно именно гуманитариями. Если же говорить о технических науках, то, как бы поделикатнее выразиться... высоких достижений в них чаще добивались представители народа, имеющего другую историческую родину, то есть, потенциальные эмигранты. Это не в осуждение или восхваление, просто оно так есть. Например, вряд ли кто-то будет спорить с тем, что самый известный в мире из ныне живущих российских математиков - Григорий Перельман из Санкт-Петербурга. Чудак, влюблённый в чистую науку и отказывающийся от миллионных премиальных за свои выдающиеся открытия - находка для государственного бюджета.
Впрочем, всё сказанное мной это не исключает актуальность премьерского тезиса о том, что математическую науку надо сохранять. Как это сделать на практике? Предложить юным математикам (физикам, химикам, программистам, биологам...) лучшие условия, чем какой-то там Цукерберг из Фэйсбука. Иной путь - опустить перед Россией очередной «железный занавес», что давно не модно и не актуально.
Так же важным фактором Медведев считает не только высокое качество, но ещё и доступность школьного, дошкольного и дополнительного образования. Он поручил министрам добавить в процесс образования школьников больше элементов соревнования. «К 2020 году половина школьников должна участвовать в олимпиадах и конкурсах разного уровня, две трети заниматься в системе дополнительного образования», - отметил премьер.
У меня создалось впечатление, что уважаемый Дмитрий Анатольевич не очень-то в курсе, что происходит за стенами его кабинета, или же у него нелады с причинно-следственными связями. Как можно говорить о доступности школьного образования, когда родителей, почитай, второй год колбасит от перспективы введения института «автономных учреждений», который будет распространяться и на учебные заведения? Нас постепенно готовят к некому бесплатному образовательному минимуму, когда детей научат читать, писать и играть в бадминтон, а за всё остальное придётся доплачивать. Подобный «эксперимент поневоле» проводился в некоторых московских школах в середине 90-х. Тогда катастрофически не хватало преподавателей иностранных языков, было полное ощущение, что «англичанки», «немки» и «француженки» массово эмигрировали в поисках лучшей доли. Тогда в школах отменяли предмет «иностранный язык», как таковой, но для желающих вводили платные курсы. Так вот, их почти не посещали, наши люди психологически не готовы платить за школьные знания. А уж если посылать своих чад на курсы, так качеством выше школьных.
Не очень понятно мне и премьерское желание отправить половину учеников на олимпиады. В моё время это было состязание лучших из лучших, где не было места даже «хорошистам». Ведь олимпиада - попытка выявить настоящие таланты в той или иной области знаний для дальнейшего их развития вплоть до профессионального уровня. Школьные же уроки - как отборочный турнир к главному соревнованию, только зачем их-то превращать в состязания?
Что касается «дополнительного образования» в целом, интересно, Медведев в курсе, какой объём знаний приходится осваивать современному школьнику? Тут бы обязательную программу освоить с короткими перерывами на спорт. Правда, если имелось в виду, что большинство сегодняшних предметов переходит в разряд «необязательных», то тогда... какой смысл вообще говорить о среднем образовании? Остановимся на начальном, и вся недолга...
Но вернёмся к премьерским новациям. Медведев в обращении к министрам отметил, что до сих пор не достигнута задача интеграции российского высшего образования в международную систему обучения. «О том, что пять крупнейших университетов нужно вывести в сотню лучших, все мы неоднократно говорили. Чтобы там не писали, я считаю, что эта задача в принципе реалистична, если будут трудиться все - не только министерство, а сами университеты».
Наверное, Дмитрий Анатольевич имел в виду новые университеты, федеральные. Такие как Дальневосточный или наш С(А)ФУ. Денег в них вбухана куча, много разговоров о «распилах», а они до сих пор не в вожделенной сотне. Не уверен, что за этим стоит гнаться. Многие российские выпускники за границей подтверждают свои дипломы, но успех зависит не столько от лейбла вуза, сколько от индивидуальных способностей. Ну, а качество преподавателей и студентов повысится от объединений нескольких средних провинциальных институтов в один федеральный монстр. Скорее уж редкие жемчужины потеряются в массе серых плевел.
И это не мои голословные измышлизмы. Мониторинг качества образования, которые дают российские институты и университеты (его проводит Минобразования, Сколково и МГУ), показал совсем не радужные перспективы российской высшей школы. В 126 российских вузах - а это 23 процента от их общей численности - выявлены признаки неэффективности. Филиалы вузов признаны неэффективными наполовину.
Вспомнив о студентах, премьер-министр обратил внимание подчинённых: «К 2020 году мы договаривались создать более 800 тысяч новых мест в общежитиях». Он добавил: учебные корпуса должны быть современными и учитывать тот факт, что среди студентов есть люди с ограниченными возможностями. К этому пункту у меня возражений нет. Лишь бы за образец новых общежитий брались студенческие кампусы западного образца, в которых, случае чего, не стыдно и олимпийцев разместить, а не наши советские «клоповники».
Не забыли на обсуждении будущего образования в России и Единый государственный экзамен. «Мы ведем сейчас разработку по расширению устной части экзаменов, в частности, например, при сдаче английского языка», - заявил на заседании замглавы Минобрнауки Игоря Реморенко. Тут мне хочется воскликнуть - «а так же всех гуманитарных наук в целом!». Вспоминаю себя - всегда вылезал на артистизме, если даже чего и не знал. На экзамене по алгебре, он, понятное дело, бесполезен, зато на литературе, ох, как пригодится...
Что касается меня лично, то реформу среднего образования, о необходимости которой говорят давно все, а не только наследники большевиков, я бы начал с разделения старших классов на гимназические и реальные. То есть, в первых упор делается на изучении гуманитарных наук, во вторых - на технических. Прожив на свете пятьдесят с лишним лет, со всей ответственностью заявляю, алгебра мне так ни разу в жизни и не пригодилась.
Думаете, я один такой брюзга? А вот и ничего подобного. По статистике, российское общество в целом недовольно системой образования в России. В результате опроса, проведённого «Левада-центром», выяснилось, что только 19% респондентов удовлетворены отечественной системой образования. При этом недовольны возможностями обучения в России оказались 49% россиян.
Социологи также установили, что больше всего сторонников российской системы образования среди учащихся и студентов (39%), а также домохозяек (28%) и людей со средним образованием (26%). Меньше всех устраивает ситуация с российским образованием безработных (68%), а также руководителей (66%) и рабочих (55%)
При этом они ещё не знали обещание Медведева довести расходы на образование до расходов на армию. До 2020 года в систему образования планируется направить из федерального бюджета 4 трлн. рублей. Расходы консолидированного бюджета на образование в РФ до 2015 года составят 8 триллионов рублей, в 2016- 2020 годах - свыше 20 триллионов рублей. При этом, по словам премьер-министра, ежегодные затраты бюджетов возрастут с 446 млрд. в 2013 году до 631 млрд. - в 2020.
Спорить могу, сразу начнутся, вернее, уже начались, разговоры о «распилах» и прочих безобразиях, как на местах, так и в столице.
Скажете, народ у нас слишком подозрительный? Так ведь горьким опытом научены...
Леонид Черток