Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Если бы Штирлиц был чёрным. «Джанго Освобождённый» Квентина Тарантино

Настаиваю на том, что Тарантино исключительное явление в современном кинематографе. Сидел-сидел мужик в видеосалоне на выдаче кассет, смотрел-смотрел всё подряд и без всяких вгиков понял, как НЕ НАДО снимать кино. Ну, это он сам так рассказывает. На самом же деле понял, как надо, его первые «Бешенные псы», состоящие сплошь из киноцитат и снятые за три цента (три копейки по-нашему), сорвали миллионный куш по кассе и целую охапку фестивальных премий. А как обиделся на его «Криминальное чтиво» Никитушка-свет Михалков за пролёт своих «Утомлённых солнцем» в Каннах! Уже за одно это «Знак почёта» можно вручать. Или «За спасение погибающих зрителей»...

Да бывают проколы, «Джекки Браун», например. Но он с лихвой компенсирован двумя частями «Убить Билла», настоящего манифеста в защиту блондинок - «не умом возьмём, так катаной». Упомянутые «Ублюдки» тоже не безгрешны - увлечённость режиссёра чем-то своим, обилие цитат из коллег-итальянцев, затянутость диалогов. Но не в том, в чём обвиняли Тарантино самые заполошные критики, увидевшие в фильме «пересмотр итогов Второй мировой» (один из любимых терминов депутатов Госдумы, не могущих предложить что-нибудь авторское). Да, на экране Германию ставит на уши группа американских спецназовцев еврейского происхождения, ну и что? С фирменным тарантиновским юмором, который принято называть «чёрным», одно снятие скальпа чего стоит. Или речуга фашистского идеолога, проводящего сравнительную характеристику между евреями и другими людьми на примере белки и прочих грызунов. Звучит по-дурацки, местами смешно, а в целом страшно. А вы задумывались над смыслом известного детского стишка: «Дедушка в поле нашёл пулемёт, больше в деревне никто не живёт»? Попробуйте, тоже холодным потом прошибёт...

Я к тому, что никакого глумления над нашей победой в том фильме не увидел. Тарантино просто воплотил в жизнь мечту всех европейских и американских евреев - своими руками расплатиться с фашизмом вообще и с Гитлером в частности. Что в этом унижающего русскую честь и достоинство? Разве кто-то из вменяемых и порядочных людей отрицает преступления Холокоста? Тарантино реализовал своё право художника, пусть в тот раз и не совсем удачно.

Но речь сегодня о «Джанго», после блондинок и евреев у этнического итальянца Тарантино руки дошли и до негров. Итак, бредёт по Америке XIX века грустная колонна скованных рабов с иссечёнными спинами. А охраняют их белые, у каждого из которых на лице крупными буквами написано «расист» и «подонок». Тут им навстречу попадается джентльмен в кибитке, на крыше которой болтается реклама услуг в виде человеческого зуба. Типа зубодёр (дантист), догадывается зритель. Но это было бы слишком просто для Тарантино. Далее следует примерно такой диалог: «Здравствуйте, - говорит джентльмен с немецким акцентом, - меня зовут доктор Шульц, я охотник за головами, нет ли у вас раба с такой-то плантации, который сможет опознать таких-то господ?» Один из закованных подаёт голос. «Я бы с радостью купил у вас вот этого, что скажете?». «Не, - ответили белые мерзавцы, - не продаётся». Ну, джентльмен в них за такую несговорчивость, как ба-бах из пистолета. Одного насмерть, второго в ногу. Снял с черно­кожего кандалы, посадил на лошадь, написал расписку и назначил своим напарником. Остальные посмотрели с недоумением. «А у вас, господа, - с сияющей улыбкой объявил Шульц (фамилия такая немецкая), - есть два варианта - вот вам ключ, делайте что хотите. Первый вариант: можете разбежаться в разные стороны, вас поймают и продадут на разные плантации. Второй вариант: вы снимаете кандалы и вышибаете вот этому, который вас сюда привел, мозги на хер». 

Как вы думаете, что выбрали угнетённые рабы? Правильно думаете, совсем хреново пришлось тому, что с пулей в ноге. Хотя, надо отдать должное, он до конца хорохорился, не мог, видно, представить, что с белым человеком так поступят. Просто как наши помещики в 17-ом...

Дальше дантист с освобождённым приезжают в типичный городок Дикого Запада, где управляет типичный шериф из бывших бандитов. Шульц его кончает и представляется вольным охотником за преступниками, но с полномочиями государственного чиновника. Оплата сдельная - сколько укокошил, столько и получил. При этом немец этот оказался действительно хорошим человеком, из серии «добро должно быть с кулаками» (в нашем случае - с пистолетом). Он предлагает Джанго (освобождённому) стать напарником на постоянной основе, так как разглядел в нём снайперский талант. А у того цель - освободить любимую девушку из лап жестоких рабовладельцев. На том и сошлись. И такого натворили...

Это я ёрничаю вместе с Тарантино и снятым им изображением. На самом деле, в фильме есть и вопросы, есть и проблемы. Джанго ни разу не Спартак, он не желает возглавить борьбу угнетённых, у него конкретные личные цели. Но он понимает значение слова СВОБОДА. «Свобода лучше, чем несвобода», - легко рассуждать Дмитрию Медведеву из-за кремлёвской стены. Он бы, как Джанго, в чистом поле... то есть, прерии попробовал...

Я не считаю актёра, выбранного на главную роль, большой удачей Тарантино, партнёр по фильму «Шульц»-Вальц (оскароносец) его напрочь забивает. С другой стороны, можно представить, какого вчерашнему рабу, хоть и с начальным знанием немецкого, находиться в роли Штирлица - разыгрывать из себя, пусть чёрного, но рабовладельца. Полковнику Исаеву легче приходилось, ему не пришлось отдавать своих на растерзание псам. Впрочем, я неоднозначные поступки Джанго в отношении соотечественников-афроамериканцев понимаю так - «боритесь, проклятые ниггеры, за свою свободу и достоинство, я же смог!».

Думаете, Черток совсем с катушек съехал в своём лексиконе? Извините, но самые часто повторяющиеся слова в фильме - «ниггер» и (пардон) «жопа». Как будто Тарантино специально для российского проката посмотрел «Брат-2» («Нас в школе учили - в Африке живут негры, а в Израиле евреи...»), а заодно послушал популярную в Рунете песенку «Жопа есть, а слова нет». Мне по ушам не резало, да и Квентин не для кисейных барышней.

Ещё два ярких и неоднозначных персонажа, воплощающих американское зло той эпохи, сыграли ди Каприо и Самуэль Л. Джексон. Последний, кстати, мировой рекордсмен в совсем особой дисциплине - фильмы с его участием дали самые большие кассовые сборы. Здесь его узнал с трудом, заслугой тому не только грим, но и мастерство перевоплощения.

Леонардо отлично (но не блистательно) сыграл плантатора. С одной стороны - маниакальный садист, с другой - человек, живущий строго по ЗАКОНУ. По тому закону, не считающему негров за людей. Бои между ними для него только бизнес, больше крови - больше денег, при этом он не насилует каждую попавшуюся под руку негритянку. Но при этом вызывает устойчивое отвращение у всех нормальных людей - и тех, кто на экране, и тех, кто в зрительном зале.

Образ Л. Джексона ещё сложнее. С одной стороны, это классический тип мажордома при какой-нибудь Салтычихе (была такая жестокая помещица в России), ибо самый беспощадный надсмотрщик получается из вчерашнего раба. С другой, это фактический лидер поместья, ведущий себя без посторонних глаз на равных с хозяином, так как умнее его и чувствует свою незаменимость. Местами мне он казался удачной пародией на Броневого в роли Мюллера, если представить ди Каприо Кальтенбруннером. А уж когда произошла встреча за столом Джанго с его девушкой, глаза в глаза... неужели у Тарантино дошли руки до шедевра Лиозновой?!      

В конце наметился явный перебор с кровью и пальбой. Который Тарантино мастерски ликвидировал: а) взорвав себя самого; б) облачив Джанго в современные солнцезащитные очки (кажется, от Benneton). Весь фильм за кадром звучит что-то, похожее на Морриконе (Энио). Короче, перед нами почти трёхчасовой, блистательно рассказанный, местами грубый, но анекдот, причём со смыслом. Есть среди нас люди, которые и «Жмурки» Балабанова принимают за чистую монету. Прикажете всё время на таких равняться?

А ещё фильм антирасистский, с этим не поспоришь. Обаме должно понравиться (хи-хи)...

 

Леонид Черток  

 


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Апрель 2024 (320)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)
Ноябрь 2023 (335)







Деньги


все материалы
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20