Настаиваю на том, что Тарантино исключительное явление в современном кинематографе. Сидел-сидел мужик в видеосалоне на выдаче кассет, смотрел-смотрел всё подряд и без всяких вгиков понял, как НЕ НАДО снимать кино. Ну, это он сам так рассказывает. На самом же деле понял, как надо, его первые «Бешенные псы», состоящие сплошь из киноцитат и снятые за три цента (три копейки по-нашему), сорвали миллионный куш по кассе и целую охапку фестивальных премий. А как обиделся на его «Криминальное чтиво» Никитушка-свет Михалков за пролёт своих «Утомлённых солнцем» в Каннах! Уже за одно это «Знак почёта» можно вручать. Или «За спасение погибающих зрителей»...
Да бывают проколы, «Джекки Браун», например. Но он с лихвой компенсирован двумя частями «Убить Билла», настоящего манифеста в защиту блондинок - «не умом возьмём, так катаной». Упомянутые «Ублюдки» тоже не безгрешны - увлечённость режиссёра чем-то своим, обилие цитат из коллег-итальянцев, затянутость диалогов. Но не в том, в чём обвиняли Тарантино самые заполошные критики, увидевшие в фильме «пересмотр итогов Второй мировой» (один из любимых терминов депутатов Госдумы, не могущих предложить что-нибудь авторское). Да, на экране Германию ставит на уши группа американских спецназовцев еврейского происхождения, ну и что? С фирменным тарантиновским юмором, который принято называть «чёрным», одно снятие скальпа чего стоит. Или речуга фашистского идеолога, проводящего сравнительную характеристику между евреями и другими людьми на примере белки и прочих грызунов. Звучит по-дурацки, местами смешно, а в целом страшно. А вы задумывались над смыслом известного детского стишка: «Дедушка в поле нашёл пулемёт, больше в деревне никто не живёт»? Попробуйте, тоже холодным потом прошибёт...
Я к тому, что никакого глумления над нашей победой в том фильме не увидел. Тарантино просто воплотил в жизнь мечту всех европейских и американских евреев - своими руками расплатиться с фашизмом вообще и с Гитлером в частности. Что в этом унижающего русскую честь и достоинство? Разве кто-то из вменяемых и порядочных людей отрицает преступления Холокоста? Тарантино реализовал своё право художника, пусть в тот раз и не совсем удачно.
Но речь сегодня о «Джанго», после блондинок и евреев у этнического итальянца Тарантино руки дошли и до негров. Итак, бредёт по Америке XIX века грустная колонна скованных рабов с иссечёнными спинами. А охраняют их белые, у каждого из которых на лице крупными буквами написано «расист» и «подонок». Тут им навстречу попадается джентльмен в кибитке, на крыше которой болтается реклама услуг в виде человеческого зуба. Типа зубодёр (дантист), догадывается зритель. Но это было бы слишком просто для Тарантино. Далее следует примерно такой диалог: «Здравствуйте, - говорит джентльмен с немецким акцентом, - меня зовут доктор Шульц, я охотник за головами, нет ли у вас раба с такой-то плантации, который сможет опознать таких-то господ?» Один из закованных подаёт голос. «Я бы с радостью купил у вас вот этого, что скажете?». «Не, - ответили белые мерзавцы, - не продаётся». Ну, джентльмен в них за такую несговорчивость, как ба-бах из пистолета. Одного насмерть, второго в ногу. Снял с чернокожего кандалы, посадил на лошадь, написал расписку и назначил своим напарником. Остальные посмотрели с недоумением. «А у вас, господа, - с сияющей улыбкой объявил Шульц (фамилия такая немецкая), - есть два варианта - вот вам ключ, делайте что хотите. Первый вариант: можете разбежаться в разные стороны, вас поймают и продадут на разные плантации. Второй вариант: вы снимаете кандалы и вышибаете вот этому, который вас сюда привел, мозги на хер».
Как вы думаете, что выбрали угнетённые рабы? Правильно думаете, совсем хреново пришлось тому, что с пулей в ноге. Хотя, надо отдать должное, он до конца хорохорился, не мог, видно, представить, что с белым человеком так поступят. Просто как наши помещики в 17-ом...
Дальше дантист с освобождённым приезжают в типичный городок Дикого Запада, где управляет типичный шериф из бывших бандитов. Шульц его кончает и представляется вольным охотником за преступниками, но с полномочиями государственного чиновника. Оплата сдельная - сколько укокошил, столько и получил. При этом немец этот оказался действительно хорошим человеком, из серии «добро должно быть с кулаками» (в нашем случае - с пистолетом). Он предлагает Джанго (освобождённому) стать напарником на постоянной основе, так как разглядел в нём снайперский талант. А у того цель - освободить любимую девушку из лап жестоких рабовладельцев. На том и сошлись. И такого натворили...
Это я ёрничаю вместе с Тарантино и снятым им изображением. На самом деле, в фильме есть и вопросы, есть и проблемы. Джанго ни разу не Спартак, он не желает возглавить борьбу угнетённых, у него конкретные личные цели. Но он понимает значение слова СВОБОДА. «Свобода лучше, чем несвобода», - легко рассуждать Дмитрию Медведеву из-за кремлёвской стены. Он бы, как Джанго, в чистом поле... то есть, прерии попробовал...
Я не считаю актёра, выбранного на главную роль, большой удачей Тарантино, партнёр по фильму «Шульц»-Вальц (оскароносец) его напрочь забивает. С другой стороны, можно представить, какого вчерашнему рабу, хоть и с начальным знанием немецкого, находиться в роли Штирлица - разыгрывать из себя, пусть чёрного, но рабовладельца. Полковнику Исаеву легче приходилось, ему не пришлось отдавать своих на растерзание псам. Впрочем, я неоднозначные поступки Джанго в отношении соотечественников-афроамериканцев понимаю так - «боритесь, проклятые ниггеры, за свою свободу и достоинство, я же смог!».
Думаете, Черток совсем с катушек съехал в своём лексиконе? Извините, но самые часто повторяющиеся слова в фильме - «ниггер» и (пардон) «жопа». Как будто Тарантино специально для российского проката посмотрел «Брат-2» («Нас в школе учили - в Африке живут негры, а в Израиле евреи...»), а заодно послушал популярную в Рунете песенку «Жопа есть, а слова нет». Мне по ушам не резало, да и Квентин не для кисейных барышней.
Ещё два ярких и неоднозначных персонажа, воплощающих американское зло той эпохи, сыграли ди Каприо и Самуэль Л. Джексон. Последний, кстати, мировой рекордсмен в совсем особой дисциплине - фильмы с его участием дали самые большие кассовые сборы. Здесь его узнал с трудом, заслугой тому не только грим, но и мастерство перевоплощения.
Леонардо отлично (но не блистательно) сыграл плантатора. С одной стороны - маниакальный садист, с другой - человек, живущий строго по ЗАКОНУ. По тому закону, не считающему негров за людей. Бои между ними для него только бизнес, больше крови - больше денег, при этом он не насилует каждую попавшуюся под руку негритянку. Но при этом вызывает устойчивое отвращение у всех нормальных людей - и тех, кто на экране, и тех, кто в зрительном зале.
Образ Л. Джексона ещё сложнее. С одной стороны, это классический тип мажордома при какой-нибудь Салтычихе (была такая жестокая помещица в России), ибо самый беспощадный надсмотрщик получается из вчерашнего раба. С другой, это фактический лидер поместья, ведущий себя без посторонних глаз на равных с хозяином, так как умнее его и чувствует свою незаменимость. Местами мне он казался удачной пародией на Броневого в роли Мюллера, если представить ди Каприо Кальтенбруннером. А уж когда произошла встреча за столом Джанго с его девушкой, глаза в глаза... неужели у Тарантино дошли руки до шедевра Лиозновой?!
В конце наметился явный перебор с кровью и пальбой. Который Тарантино мастерски ликвидировал: а) взорвав себя самого; б) облачив Джанго в современные солнцезащитные очки (кажется, от Benneton). Весь фильм за кадром звучит что-то, похожее на Морриконе (Энио). Короче, перед нами почти трёхчасовой, блистательно рассказанный, местами грубый, но анекдот, причём со смыслом. Есть среди нас люди, которые и «Жмурки» Балабанова принимают за чистую монету. Прикажете всё время на таких равняться?
А ещё фильм антирасистский, с этим не поспоришь. Обаме должно понравиться (хи-хи)...
Леонид Черток