Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Одна война. «Бесславные ублюдки» Квентина Тарантино и «Брестская крепость» Александра Котта

Тем не менее, реакция не очень умных, зато дюже патриотичных рецензентов (например, с архангельской ПЕРСПЕКТИВЫ - «я кинА не смотрел, но ответственно заявляю, что и не буду») говорила о том, что старина Квентин замахнулся «Ублюдками» на «наше всё» - на победу над фашизмом. Мол, призывает к очередному пересмотру итогов 2-й мировой. Да я сам пасть порвать готов за нашу с вами победу, пусть и любимому режиссёру!

Вот с таким настроением и садился смотреть «Бесславных». Не забывая при этом биографию Тарантино. А она примечательна тем, что до работы на съёмочной площадке он несколько лет просидел продавцом в видеосалоне, где смотрел всё подряд. И в первую очередь понял, как не надо снимать, а уже потом, как надо. Вспомните бомбу, копеечную в производстве, которая называлась «Бешеные псы». Вроде бы, набор цитат и штампов, зато окупилась в несколько десятков раз, нахватала призов и сделала фамилию Тарантино известной по обе стороны Атлантики. А следующее за ней «Криминальное чтиво»... Сразу «Пальмовая ветвь», а над очередностью в лабиринте сцен до сих пор ломают голову киноманы. Да, был явный провал с «Джеки Брауном», где всё было почти всерьёз, зато как реабилитировался двумя «Убить Билла»!

Ну, так вот, я и «Бесславных ублюдков» не отнесу к большому творческому успеху. Отчасти от того, что не являюсь таким уж поклонником и знатоком полной фильмографии Серджио Леоне, известного мастера «спагетти-вестерна». А здесь его выше крыши, от «Однажды на Диком Западе» до «Однажды в Америке». Да и первая часть рассматриваемого фильма тоже называется «Однажды на юге Франции», как после этого к остальному относиться серьёзно? Нашим бы архангельским критикам посмотреть фильм, наступив на горло собственному пафосу, и уж потом краснолицые морды куксить.

Тарантино стебается от души, нарушает стандартные приличия и запреты, потому что сам нестандартен. Прежде всего, в фальшивой политкорректности, доставшей всех нормальных людей на Западе. Во-первых, он много раз и безнаказанно использует слово «негр», ведь дело происходит в 40-х и, главное, на территории, подконтрольной нацистам. На мой взгляд, довольно остроумный ход, ведь в сегодняшней экранной Америке это слово возможно лишь в устах чёрного по отношению к чёрному, белый артист автоматом попадает в разряд куклусклановцев. Во-вторых, Квентин не единожды заставляет содрогнуться еврейскую диаспору, поскольку самого отмороженного из бесславных ублюдков, в большинстве своем неуловимых еврейских мстителей нацизму, зовут Жид-Медведь. Этот бравый герой специализируется на том, что разбивает бейсбольной битой головы воинов СС и вермахта. И отнюдь не случайно, что играет его приятель Квентина Тарантино Илай Рот - «восходящая звезда» боди-хоррора и наиболее колоритный изготовитель кровавой каши из американского топора. Более того, именно Илай, он же Жид-Медведь, - вместе со своим братом Гэбриелом - создал вымышленный пропагандистский «шедевр» Третьего рейха «Гордость нации» о подвигах рядового Цоллера, тот самый «шедевр», на просмотр которого слетается вся немецкая верхушка во главе с Гитлером, время от времени выходящим из зала, чтобы стрельнуть у часовых жвачку.

Но, конечно, вершиной артистического мастерства оказалась игра лондонского австрийца Кристофа Вальца, абсолютно заслуженно получившего приз за лучшую мужскую роль на Каннском фестивале. Его полковник СС Ханс Ланда, виртуозно доказывающий, что евреи так же отличаются от прочих людей, как крысы от их родственников-грызунов - белочек, определенно войдет в золотую коллекцию кошмарных снов разума, которые еще долго будут сниться в смертном сне закатившейся в сумерки богов старушке Европе. 

 При всех перечисленных достоинствах и успехах нового творения Тарантино, надо признать, что на этот раз ему изменило чувство меры. Диалоги и монологи, вроде бы, не длиннее, чем в «Чтиве», однако быстро надоедают, и ты отвлекаешься, теряешь нить и нюансы, а в них-то и соль. Снятие скальпов при всей  своей гротесковости - вещь сама по мало аппетитная, показали один раз - и хватит. Да много чего...

Но вот никакого глумления над нашей победой я в фильме не увидел. Тарантино просто воплотил в жизнь мечту всех европейских и американских евреев - своими руками расплатиться с фашизмом вообще и с Гитлером в частности. Что в этом унижающего русскую честь и достоинство? Разве кто-то из вменяемых и порядочных людей отрицает преступления Холокоста? О том и речь, Тарантино реализовал своё право художника, пусть в этот раз и не очень удачно.

А ещё на 9 мая показали долгожданную мною «Брестскую крепость». Давно у меня не было столько эмоций при просмотре, которые отбили всякую охоту смотреть лубочную туфту Никиты-бесогона под названием «Цитадель». Этот далеко не помпезный фильм, без железных рук и какающих на голову советским гражданам фашистов, действительно учит, как снимать великое кино о великой войне.

Да, и в нём не обошлось без кинематографических небрежностей и исторических «кинодопусков». В те 10 минут экранного времени, в которых демонстрируется мирная жизнь перед АДОМ, я слышал фразу о родителях, которые пропали в Испании в 37-ом. Хотя известно, что в том печальном нашей памяти году интернациональные бригады были окончательно разгромлены, сценаристам надо было писать про 36-ой.

Ну и что? Зато на экране мы видим счастливую семью офицера, первую детскую любовь, юноша и девушка по обоюдному согласию готовятся расстаться с девственностью, а Любовь Орлова с экрана пока ещё поёт про нечаянно нагрянувшую любовь.

Но вот один лишь взрыв, и всё летит в тартарары. Моя мама вспоминает, как война для неё началась с радостных криков дворовых мальчишек - «ура, война!!!». Но это в Москве, а жители пограничья прекрасно знали, что на них движется. В десятках фильмах нам рассказали о немецком ефрейторе, переплывшим Буг за день до вторжения и сообщившим, к чему готовиться. В реальной жизни такие герои приплывали с той стороны по несколько раз в день в течение месяца. Многих из них расстреляли тут же, как паникёров и провокаторов, остальным не поверила Верховная Ставка.

Есть в фильме Александра Котта и цитаты. Например, рукопашные, как будто, перенеслись к нам на экран из «Спасая рядового Райна», а умирающая в муках лошадь скопирована из душещипательного фильма Анджея Вайды «Лётна». Ну, и какая наплевать, если цитата по делу и к месту? Жалуясь на обилие сцен насилия, вспомните, что там действительно происходило в те дни. Сделайте это с учётом того, что в «Брестской крепости» по экрану не летают оторванные человеческие конечности, не волочатся по песку кишки, вывалившиеся из брюха, не вытекают прямо на зрителя глаза - весь этот horror моден сегодня. И не забудьте при этом, что удачных авторских фильмов про войну крайне мало снято во все времена. Например, я назову лишь два - «Двадцать дней без войны» Алексея Германа и «Иваново детство» Андрея Тарковского. «Брестская крепость» изначально была рассчитана на окупаемость (7.5 млн. $ против 50 млн. «УС-2» в том же валютном исчислении) и массового зрителя. Придётся понять продюсера Угольникова и немножко потерпеть...

Зато обратите внимание на сцену, когда во время первой атаки немцев солдаты крепости рвутся в закрытую оружейку, а часовой в них чуть ли не стреляет, согласно приказу. Вот это чистая правда, я о ней слышал от ветеранов не раз и не два. И кто, скажите, предатель, поднявшие руки на первом, самом смертельном рубеже обороны, или сидящие в Кремле?

У меня к Брестской крепости особое отношение. В детстве из всех игр в войнушку эта была самая любимая. Потом отец рассказал, как в 40-ом его призвали на действительную военную службу в погранвойска. Распределили на западное пограничье, но что-то напутали в документах, и отец оказался в эшелоне, идущим на Дальний Восток. Потом, в 41-ом под Можайском он пытался понять, что в случае следования по начальному предписанию, на какой день или час войны был бы убит? Соответственно, и у меня на жизнь не было никаких шансов. Вот такая история с географией...

Действительно, фильмы очень разные, их режиссёры по отношению друг к другу почти инопланетяне. Но сняты они  ОДНУ ВОЙНУ, про победу над ОДНИМ ЗЛОМ, имя которому - ФАШИЗМ. И никто нашу с вами ПОБЕДУ не отбирает и не присваивает.

Не комплексуйте!

 

Леонид Черток

 

     

 


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Апрель 2024 (228)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)
Ноябрь 2023 (335)







Деньги


все материалы
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20