Рецидив «перископного синдрома»
А ведь еще пару лет назад казалось, что в теме «советских подлодок» в скандинавских водах поставлена жирная точка. 2002 год ознаменовался публикацией официального доклада «О проблеме иностранных подводных вторжений в шведские воды с 1980 г. до настоящего времени». Авторитетную комиссию тогда возглавил известный дипломат Рольф ЭКЕУС, возглавлявший в 1991 – 1997 гг. специальную комиссию ООН по Ираку. Едва увидев свет, Доклад немедленно вызвал бурю. Традиция обвинять во всем советскую сторону была нарушена «революционным» допущением, что «подводные вторжения» могли производиться с равной вероятностью и западными подлодками. А сенсационные обнаружения подводных объектов, подозрительных шумов и следов гусениц на дне фьордов и вовсе оказались мистификацией. Акустические сигналы в глубинах моря, равно как и пузыри на поверхности, как выяснилось, имели вполне естественное происхождение. Косяки сельди, резвящиеся тюлени и выдры, почитай, четверть века не знали покоя, подвергаясь атакам шведских ВМС. Тысячи глубинных бомб обрушились на бедных животных, а один ретивый комбат из провинции Блекинге (южное побережье Швеции, где расположена главная ВМБ - Карлскруна) подверг артобстрелу стаю лебедей, приняв с испугу их длинные шеи за перископы советских подлодок. Когда истина, наконец, открылась, норвежцы открыто потешались над соседями, подчеркивая, что избавились от «перископного синдрома» без малого лет десять назад. А ведь и там поначалу лютовали нешуточные страсти.
В ноябре 1972 г. норвежские газеты запестрели заголовками «В Согне-фьорде обнаружена подлодка, несомненно, Варшавского пакта». Практически весь флот (до 30 боевых кораблей) несколько недель забрасывал неопознанный подводный объект глубинными бомбами, но, увы, совершенно безрезультатно. Позже в норвежских СМИ вновь промелькнуло сообщение о подводной лодке-нарушителе из «восточного блока», и, наконец, вновь сенсация! Вражеские подлодки в Хардангер-фьорде! Крупномасштабная охота в апреле 1983-го продолжалась целых две недели, но финал оказался тем же. Национальную принадлежность мифических подлодок установить так и не удалось. В адрес военных моряков посыпались насмешки. Население прибрежных районов, призванное крепить бдительность, ответило полным пониманием, усматривая вражескую подлодку в каждом топляке и всплеске. Со временем руководство ВМС стало относиться к огромному количеству «контактов» с неопознанными подводными объектами с нескрываемым скепсисом, чего не скажешь о политиканах и обслуживающих их средствах массовой информации. Мифу о советской угрозе требовалось постоянная подпитка. Истерия нагнеталась. По данным института Гэллапа, после событий в Согне-фьорде 1972 года в существование вражеских подлодок, орудующих в территориальных водах королевства, верили 78% норвежцев, 17% не верили, а 5% и вовсе не имели своего мнения. В 1982-м, в период пика «подводной охоты» в Швеции, в секретную деятельность иностранных подлодок верили уже 85% норвежцев. А после событий в Хардангер-фьорде 1983 года только 4% норвежского населения не считали эти лодки советскими.
Последние годы ознаменовались некоторым затишьем, прерванным осенью 2001 года очередной газетной сенсацией. На дне фьорда в граничащей с Россией провинции Восточный Финнмарк были обнаружены следы гусениц некоего подводного аппарата. Как и повелось, сообщение было вскоре опровергнуто. Однако поиски сенсаций такого рода продолжаются. Нет-нет, да прозвучат материалы «научной» конференции, мелькнет соответствующая публикация. Надо же подбросить обывателю очередную дозу антирусской информации, для поддержания неснижаемого уровня негативного отношения к соседу. Обычно это предваряет какую-нибудь политическую кампанию, а возможно делается просто из «профилактических соображений». Ведь при всем своем декларативном «сотрудничестве» с НАТО, форпостом которого является Норвегия, Россия остается главным противником Альянса. И, невзирая на вызовы международного терроризма с его эль-каидами и бен-ладанами, боеголовки баллистических ракет натовских подлодок нацелены главным образом на российские объекты. Да и собственных нерешенных проблем между Россией и Норвегией хоть отбавляй, главным среди которых, похоже, становится спорная «серая зона» на шельфе Баренцева моря с баснословными запасами нефти и газа...
Вот и последняя неделя уходящего лета ознаменовалась новой «сенсацией» на старую тему: «Во фьорде на западном побережье Норвегии на глубине 120 метров обнаружена затопленная русская подлодка!»
25 августа «сенсационное» сообщение было озвучено на канале TV2 национального телевидения, а уже на следующий день «благую весть» подхватили крупнейшая норвежская газета «Verdens Gang» и шведские СМИ.
Инициировала приступ былой истерии некая Анне ВИК своей публикацией в местной газете города Ставангер (см. фото). Точное местонахождение лодки не указывалось, поскольку «фотограф-подводник дал властям подписку о неразглашении». «Судя по степени обрастания корпуса водорослями, подлодка пролежала на дне не более 30 лет», - пишет автор сенсации, скромно замечая, что она не специалист, и о национальной принадлежности злополучного корабля говорить трудно…»
Информация невольно подталкивала к несложным арифметическим расчетам, однозначно указывавшим на пик «холодной войны», поэтому специалистов, пожелавших раскрутить тему, оказалось более чем достаточно.
«Выходит, не зря копья ломали и тратили боезапас! - пронеслось в головушке обывателя страны с высшим уровнем жизни на планете, утомленного размеренностью бытия, решенностью житейских проблем и отсутствием внешних раздражителей. - Уличили-таки злокозненных русских! Теперь не отвертятся!»
И что же? Чистейшей воды газетная «утятина», не прожив и пары дней, была опровергнута. «Уникальные» глубоководные снимки «советской подводной лодки типа «Виски» (проект 613) оказались фотографиями…японской подлодки, потопленной еще в годы Второй мировой да к тому же на Тихом океане…
Мистификация плавно сошла на нет, оставив в душе неприятный осадок и уверенность, что тема, себя, увы, не изжила, если по-прежнему есть желающие на ней подзаработать. С другой стороны, она не протянула и недели! Это красноречиво подтверждает, что некогда насмерть запуганное «советской угрозой» население Скандинавии начинает искренне верить в нормализацию политической атмосферы на Севере Европы. Если так, то не за горами и тот час, когда «перископный синдром» окончательно покинет «историю болезней» во взаимоотношениях России и ее ближайших северных соседей. А на смену хроническим предубеждениям и фобиям придут взаимопонимание и сотрудничество.
Сергей АПРЕЛЕВ, капитан I ранга