Россия - лидер мирового ракетно-космического бума
Поэтому вполне логично, что начало этого года ознаменовалось соглашением между "Роскосмосом" и Европейским космическим агентством о совместных разработках новых космических транспортных систем.
Какими бы грандиозными ни казались планы государств в области космоса, в конечном итоге все сводится к одному: как, точнее, на чем покинуть космонавтам Землю или вывести за ее пределы полезный груз. Сегодня, когда мировая космонавтика в долгосрочном плане все больше ориентируется на длительные межпланетные полеты, а текущая, т. е. преимущественно коммерческая, деятельность зависит на сто процентов от ракет-носителей по определению, разработка новых средств выведения становится приоритетной задачей.
Это мы и наблюдаем – настоящий мировой ракетно-космический бум, причем Россия оказалась на самом его гребне. В США в начале года Джордж Буш отдал распоряжение министру обороны и главе НАСА о концептуальной разработке новых тяжелых ракет-носителей для освоения космоса. В Японии 12 января осуществлено успешное испытание усовершенствованного разгонного блока для ракеты «Эйч-2А». Европейское космическое агентство (ЕКА), куда входят 17 стран, форсируют работы по модернизации парка семейства «Ариан» и ежегодно наращивают ассигнования на разработку новых носителей, причем, как уже сказано, теперь основным партнером европейцев в этой программе будет Россия.
И не случайно. Еще СССР отдавал предпочтение средствам выведения - и часто за счет других направлений, например, разработки спутниковых систем.
В результате, несмотря на провальные с точки зрения финансирования отрасли 90-е годы, да и не такое уж сытое начало нового века, мощностей и высоких качественных показателей отечественного ракетостроения хватило, чтобы при более благоприятных двух последних годах вновь вывести Россию на первое место в мире по числу запусков.
По словам Перминова, после российских 46,2% вторую позицию с 29,6% занимают США, на третьем месте европейцы (ЕКА) – 5,6%. Но это не вся приятная для Москвы статистика. Наиболее востребованной в мире ракетой остается российский «Союз», - на его долю пришлось 40% запусков. 35% стабильно сохраняет тяжелый носитель «Протон».
Кроме того, независимая американская консалтинговая компания Futron Corp. на основе проведенного в конце прошлого года исследования рынка пусковых услуг признала «Протон» самой надежной ракетой в мире. По словам официального представителя космического Центра им. Хруничева, «российский «Протон» признан опрашиваемыми самой надежной и технологичной ракетой в мире, а в итоговом рейтинге этот носитель стал вторым, уступив первое место лишь американскому «Атласу»». Среди респондентов были руководители крупнейших мировых операторов спутниковых систем связи и компаний – изготовителей спутников, на долю которых суммарно приходится более половины запущенных с 2000 года коммерческих космических аппаратов.
Таким образом, европейцам не изменила логика в выборе партнера для совместных работ. В частности, в рамках подписанного 19 января соглашения между Роскосмосом и ЕКА предстоят совместные работы в области многоразовых криогенных двигателей, ракетных ступеней многоразового использования, а также аппаратов для многоразовых транспортных космических систем.
На последние как Россия, так и Соединенные Штаты возлагают основные надежды, говоря о будущих программах исследования околоземного пространства и дальнего космоса.
В этой связи Россия, принимая во внимание определенный технический опыт совместных действий по программам «Спейс Шаттл – орбитальный комплекс «Мир» и Международной космической станции, подтвердила в начале февраля предложение США унифицировать системы перспективных космических кораблей.
«Мы предложили сделать российский перспективный космический корабль «Клипер» и американский исследовательский пилотируемый корабль полностью совместимыми и взаимозаменяемыми на всех основных этапах космических полетов», - отметил Анатолий Перминов. По его мнению, «российский и американский корабли могли бы стыковаться друг с другом для перехода экипажа, осуществлять взаимную дозаправку топливом, а также при необходимости обеспечивать спасение терпящего бедствие корабля другой страны».
Хочется верить, что совпадение интересов в области транспортных систем позволит обеим странам не только моделировать дальние совместные экспедиции, но и успешно работать по уже существующим общим исследовательским программам.
Источник: http://rian.ru
• Фото: http://news.flexcom.ru/russia/2004/03/12/35718/