Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

За Полярным кругом погибли 29 нефтяников

Пассажирский Ан-24 кемеровской компании «Региональные авиалинии» вылетел около 10.30 по московскому времени из аэропорта Уфы. Экипажу предстояло совершить перелет по маршруту Уфа–Пермь–Усинск (Республика Коми)–Варандей. Рейс РЛ-9288 планировался как чартерный, на нем обычно летают только рабочие нефтяной компании «Нарьянмарнефтегаз» (дочернее предприятие ЛУКОЙЛа), которые работают на скважинах в Варандее вахтовым методом – по две недели. Из Уфы лайнер отправился без пассажиров. На борту находились только семь членов экипажа: командир, пилот-инструктор 1-го класса местного авиаотряда Виктор ПОПОВ, штурман, второй пилот-стажер, стюардесса, бортмеханик и два авиатехника. По словам помощника гендиректора аэропорта Уфа Тагира МУХАМЕДШИНА, перед вылетом Ан-24 простоял у них почти сутки. За это время экипаж успел хорошо отдохнуть, а местные авиатехники – провести необходимые в таких случаях предполетные мероприятия: проверить все системы самолета и качество залитого в его баки топлива. Благополучно добравшись до аэропорта Перми, где живет большинство рабочих-вахтовиков «Нарьянмарнефтегаза», экипаж Ан-24 забрал на борт 41 пассажира, еще четверо рабочих сели в Усинске. Около 13.30 по Москве, будучи уже на подлете к конечной точке маршрута – заполярному поселку Варандей, командир Попов вышел на связь с местным диспетчером. «На эшелоне борт вели диспетчеры Архангельского управления по контролю за движением воздушных судов,– рассказали Ъ в аэропорту Варандея.– Потом самолет попал в нашу зону ответственности, сажать борт должен был уже диспетчер аэропортовского пункта. Командир Попов доложил, что полет проходит нормально, запросил разрешение на посадку и получил его». Посадка Ан-24 должна была проходить в абсолютно штатном, «курсантском», как говорят диспетчеры, режиме. «В таких условиях хорошо обучать посадке курсантов,– объяснили в аэропорту.– Абсолютно пустой аэродром, 24-й должен был сесть один. Идеальная погода. У нас сейчас стоит антициклон – ясно, морозно, температура держится слегка за минус 20. Воздух звенит, видимость, как мы говорим, миллион на миллион. Был, правда, боковой ветерок с востока (самолет шел на посадку курсом на северо-восток.–Ъ), но совсем слабый, ’детский’, всего около 4м/с». По словам сотрудника аэропорта, они наблюдали Ан-24 визуально, когда тот был еще в двух десятках километров, борт плавно шел на посадку. Видели они и саму катастрофу. В 13.57 лайнер был уже примерно в 5 км от аэропорта, до расчетного времени посадки ему оставалось около 6 мин. Машина находилась в так называемом посадочном режиме – шла с выпущенными шасси и закрылками на высоте около 250 м при скорости около 220 км/ч. В этот момент сначала диспетчер Варандея услышал в наушниках характерные щелчки – такие звуки обычно появляются, когда пилот пытается выйти на связь, но у него это по каким-то причинам не получается. Еще через несколько секунд все сотрудники аэропорта увидели, как 24-й круто заваливается на левое крыло, уходит в штопор и падает вниз. Варандей – это в прямом смысле край земли. Поселок нефтяников расположен за полярным кругом, на самом берегу Северного Ледовитого океана. Здесь полностью отсутствует и проводная, и мобильная телефонная связь – поговорить с большой землей можно только по единственному спутниковому телефону, который есть у местных нефтяников. Поэтому быстрой помощи пострадавшим ожидать не приходилось. Сотрудники аэропорта связались с ближайшими городами – Нарьян-Маром, до которого 250 км, и Архангельском, до которого около 1 тыс. км. Городские спасатели пообещали немедленно выслать вертолеты, а тем временем жители Варандея отправились к месту происшествия на гусеничных тягачах. Преодолеть 5 км целины по заснеженной тундре им удалось довольно быстро. «Было такое впечатление, что посреди снежной равнины, где кое-где пробиваются только клочья оленьего мха и карликовые березки, кто-то зажег десятки огромных, чадящих черным дымом костров,– рассказал один из участников первой спасательной экспедиции.– Самолета как такового не было – он превратился в груды полыхающих обломков, между которыми лежали живые и мертвые люди. Звали на помощь или стонали всего несколько человек – остальные были неподвижны. Во всяком случае, отличать живых от мертвых мы в большинстве случаев могли, только пощупав пульс». Раненых прилетевшими вертолетами доставили в больницу Нарьян-Мара. Состояние как минимум десяти пострадавших внушает врачам серьезные опасения. У них сильно обожжены кожные покровы, а своего ожогового центра в столице НАО нет. Предполагается, что уже сегодня этих людей отправят специальным санитарным рейсом в Архангельск. Погибшими сейчас числятся 29 человек. Среди них – командир экипажа Попов и его штурман. Вчера прокуратура НАО возбудила уголовное дело «о нарушении правил полетов или подготовки к ним». Между тем сотрудники Межгосударственного авиакомитета считают, что разобраться в причинах катастрофы удастся быстро, после того как будут получены расшифровки «черных ящиков» самолета. В Архангельском управлении авианадзора Ъ сообщили, что ошибка пилота (а управлявший самолетом господин Попов налетал 14 тыс. часов) в такой ситуации маловероятна. «Теоретически ввести самолет в левый крен, конечно, возможно,– заявил Ъ главный инженер управления Рустем ХАСАНОВ.– Это могло, например, произойти, если пилот не вписывался в полосу и, маневрируя, стал слишком активно действовать закрылками или рулем поворота. Однако, учитывая идеальные погодные условия и опыт пилота, это маловероятно. Я предполагаю, что причина катастрофы технического характера – такого рода падение мог спровоцировать, например, отрыв закрылка левого крыла. Подъемная сила на левом крыле резко упала, и самолет завалился влево. Другой вариант – отказ левого двигателя. Даже в такой ситуации пилоты в принципе могли спасти машину и людей, но самолет уже шел на посадку – запаса скорости и высоты у них уже не было». Сергей ДЮПИН, «Коммерсантъ» Кто владел разбившимся самолетом ООО «Региональные авиалинии» (РА) было учреждено в начале 2002 года рядом частных авиатранспортных структур города Кемерово и Красноярского края. Министерство транспорта РФ по соглашению о взаимодействии с администрацией Кемеровской области, заключенному в декабре 2001 года, взяло на себя обязательство содействовать «созданию региональной авиакомпании с базовым центром в аэропорту Кемерова и с филиалами в городах Сибирского региона». В августе 2002 года президент компании Максим Андраханов (в тот период он был также гендиректором кемеровского аэропорта) заявил, что компания направила в Государственную службу гражданской авиации документы на получение сертификата – свидетельства авиаперевозчика, рассчитывая получить данный документ до конца 2002 года и начать самостоятельные перевозки. Такой сертификат РА удалось получить в январе 2004 года, с мая 2004 года компания начала самостоятельные авиаперевозки. Хотя первоначально (в 2002 году) учредители РА располагали парком из девяти самолетов марки Ан-24 и несколькими вертолетами, работу компания начала, располагая пятью самолетами Ан-24 и четырьмя вертолетами. В основном «Региональные авиалинии» работали не в Кузбассе, а в отдаленных районах Севера, местах нефте- и газодобычи, выполняли там полеты по 15 маршрутам. Как сообщили вчера в «Региональных авиалиниях», разбившийся в Ненецком автономном округе самолет не принадлежал компании, а находился у нее «в эксплуатации». Лайнер 1972 года выпуска прошел 10 ремонтов. Последний, капитальный, был проведен в 2002 году на заводе в Иркутске. В компании утверждают, что самолет «был в хорошем техническом состоянии». Игорь ЛАВРЕНКОВ, Кемерово № 46 (№ 3130) от 17.03.2005, ЧТ «Коммерсант» Фото: AP Специалисты считают, что катастрофа, скорее всего, вызвана не ошибками пилотов, а неисправностью техники

За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Декабрь 2024 (192)
Ноябрь 2024 (413)
Октябрь 2024 (409)
Сентябрь 2024 (343)
Август 2024 (343)
Июль 2024 (331)







Деньги


все материалы
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20