За Полярным кругом погибли 29 нефтяников
Пассажирский Ан-24 кемеровской компании «Региональные авиалинии» вылетел около 10.30 по московскому времени из аэропорта Уфы. Экипажу предстояло совершить перелет по маршруту Уфа–Пермь–Усинск (Республика Коми)–Варандей. Рейс РЛ-9288 планировался как чартерный, на нем обычно летают только рабочие нефтяной компании «Нарьянмарнефтегаз» (дочернее предприятие ЛУКОЙЛа), которые работают на скважинах в Варандее вахтовым методом – по две недели.
Из Уфы лайнер отправился без пассажиров. На борту находились только семь членов экипажа: командир, пилот-инструктор 1-го класса местного авиаотряда Виктор ПОПОВ, штурман, второй пилот-стажер, стюардесса, бортмеханик и два авиатехника. По словам помощника гендиректора аэропорта Уфа Тагира МУХАМЕДШИНА, перед вылетом Ан-24 простоял у них почти сутки. За это время экипаж успел хорошо отдохнуть, а местные авиатехники – провести необходимые в таких случаях предполетные мероприятия: проверить все системы самолета и качество залитого в его баки топлива.
Благополучно добравшись до аэропорта Перми, где живет большинство рабочих-вахтовиков «Нарьянмарнефтегаза», экипаж Ан-24 забрал на борт 41 пассажира, еще четверо рабочих сели в Усинске. Около 13.30 по Москве, будучи уже на подлете к конечной точке маршрута – заполярному поселку Варандей, командир Попов вышел на связь с местным диспетчером. «На эшелоне борт вели диспетчеры Архангельского управления по контролю за движением воздушных судов,– рассказали Ъ в аэропорту Варандея.– Потом самолет попал в нашу зону ответственности, сажать борт должен был уже диспетчер аэропортовского пункта. Командир Попов доложил, что полет проходит нормально, запросил разрешение на посадку и получил его».
Посадка Ан-24 должна была проходить в абсолютно штатном, «курсантском», как говорят диспетчеры, режиме. «В таких условиях хорошо обучать посадке курсантов,– объяснили в аэропорту.– Абсолютно пустой аэродром, 24-й должен был сесть один. Идеальная погода. У нас сейчас стоит антициклон – ясно, морозно, температура держится слегка за минус 20. Воздух звенит, видимость, как мы говорим, миллион на миллион. Был, правда, боковой ветерок с востока (самолет шел на посадку курсом на северо-восток.–Ъ), но совсем слабый, ’детский’, всего около 4м/с».
По словам сотрудника аэропорта, они наблюдали Ан-24 визуально, когда тот был еще в двух десятках километров, борт плавно шел на посадку. Видели они и саму катастрофу. В 13.57 лайнер был уже примерно в 5 км от аэропорта, до расчетного времени посадки ему оставалось около 6 мин. Машина находилась в так называемом посадочном режиме – шла с выпущенными шасси и закрылками на высоте около 250 м при скорости около 220 км/ч. В этот момент сначала диспетчер Варандея услышал в наушниках характерные щелчки – такие звуки обычно появляются, когда пилот пытается выйти на связь, но у него это по каким-то причинам не получается. Еще через несколько секунд все сотрудники аэропорта увидели, как 24-й круто заваливается на левое крыло, уходит в штопор и падает вниз.
Варандей – это в прямом смысле край земли. Поселок нефтяников расположен за полярным кругом, на самом берегу Северного Ледовитого океана. Здесь полностью отсутствует и проводная, и мобильная телефонная связь – поговорить с большой землей можно только по единственному спутниковому телефону, который есть у местных нефтяников. Поэтому быстрой помощи пострадавшим ожидать не приходилось.
Сотрудники аэропорта связались с ближайшими городами – Нарьян-Маром, до которого 250 км, и Архангельском, до которого около 1 тыс. км. Городские спасатели пообещали немедленно выслать вертолеты, а тем временем жители Варандея отправились к месту происшествия на гусеничных тягачах.
Преодолеть 5 км целины по заснеженной тундре им удалось довольно быстро. «Было такое впечатление, что посреди снежной равнины, где кое-где пробиваются только клочья оленьего мха и карликовые березки, кто-то зажег десятки огромных, чадящих черным дымом костров,– рассказал один из участников первой спасательной экспедиции.– Самолета как такового не было – он превратился в груды полыхающих обломков, между которыми лежали живые и мертвые люди. Звали на помощь или стонали всего несколько человек – остальные были неподвижны. Во всяком случае, отличать живых от мертвых мы в большинстве случаев могли, только пощупав пульс».
Раненых прилетевшими вертолетами доставили в больницу Нарьян-Мара. Состояние как минимум десяти пострадавших внушает врачам серьезные опасения. У них сильно обожжены кожные покровы, а своего ожогового центра в столице НАО нет. Предполагается, что уже сегодня этих людей отправят специальным санитарным рейсом в Архангельск. Погибшими сейчас числятся 29 человек. Среди них – командир экипажа Попов и его штурман.
Вчера прокуратура НАО возбудила уголовное дело «о нарушении правил полетов или подготовки к ним». Между тем сотрудники Межгосударственного авиакомитета считают, что разобраться в причинах катастрофы удастся быстро, после того как будут получены расшифровки «черных ящиков» самолета. В Архангельском управлении авианадзора Ъ сообщили, что ошибка пилота (а управлявший самолетом господин Попов налетал 14 тыс. часов) в такой ситуации маловероятна. «Теоретически ввести самолет в левый крен, конечно, возможно,– заявил Ъ главный инженер управления Рустем ХАСАНОВ.– Это могло, например, произойти, если пилот не вписывался в полосу и, маневрируя, стал слишком активно действовать закрылками или рулем поворота. Однако, учитывая идеальные погодные условия и опыт пилота, это маловероятно. Я предполагаю, что причина катастрофы технического характера – такого рода падение мог спровоцировать, например, отрыв закрылка левого крыла. Подъемная сила на левом крыле резко упала, и самолет завалился влево. Другой вариант – отказ левого двигателя. Даже в такой ситуации пилоты в принципе могли спасти машину и людей, но самолет уже шел на посадку – запаса скорости и высоты у них уже не было».
Сергей ДЮПИН, «Коммерсантъ»
Кто владел разбившимся самолетом
ООО «Региональные авиалинии» (РА) было учреждено в начале 2002 года рядом частных авиатранспортных структур города Кемерово и Красноярского края. Министерство транспорта РФ по соглашению о взаимодействии с администрацией Кемеровской области, заключенному в декабре 2001 года, взяло на себя обязательство содействовать «созданию региональной авиакомпании с базовым центром в аэропорту Кемерова и с филиалами в городах Сибирского региона». В августе 2002 года президент компании Максим Андраханов (в тот период он был также гендиректором кемеровского аэропорта) заявил, что компания направила в Государственную службу гражданской авиации документы на получение сертификата – свидетельства авиаперевозчика, рассчитывая получить данный документ до конца 2002 года и начать самостоятельные перевозки. Такой сертификат РА удалось получить в январе 2004 года, с мая 2004 года компания начала самостоятельные авиаперевозки. Хотя первоначально (в 2002 году) учредители РА располагали парком из девяти самолетов марки Ан-24 и несколькими вертолетами, работу компания начала, располагая пятью самолетами Ан-24 и четырьмя вертолетами. В основном «Региональные авиалинии» работали не в Кузбассе, а в отдаленных районах Севера, местах нефте- и газодобычи, выполняли там полеты по 15 маршрутам.
Как сообщили вчера в «Региональных авиалиниях», разбившийся в Ненецком автономном округе самолет не принадлежал компании, а находился у нее «в эксплуатации». Лайнер 1972 года выпуска прошел 10 ремонтов. Последний, капитальный, был проведен в 2002 году на заводе в Иркутске. В компании утверждают, что самолет «был в хорошем техническом состоянии».
Игорь ЛАВРЕНКОВ, Кемерово
№ 46 (№ 3130) от 17.03.2005, ЧТ
«Коммерсант»
Фото: AP
Специалисты считают, что катастрофа, скорее всего, вызвана не ошибками пилотов, а неисправностью техники